Баннер №81

Анна Шафран о проблемах образования в России, и влиянии дистанционки на детей и родителей

Анна Шафран о проблемах образования в России, и влиянии дистанционки на детей и родителей

Здравствуйте, Анна. Спасибо, что нашли время в своём невероятно плотном графике, на интервью с нами. 

-  Мы внимательно мониторим множество персон и ресурсов, и обратили внимание, что Вы уделяете много внимания образованию в России. Как Вы оцените ситуацию в этой сфере, сейчас?

Ситуация тревожная. Упорные попытки перевести образование в электронный формат вызывают серьезные и обоснованные опасения у родителей и у ученых. Вкратце объясню почему:

В-первых, исчезает, выхолащивается, связь ученик-учитель. Дистанционное или заочное образование существует на протяжении столетий, и его качество всегда было на порядок ниже классического, единицы прирожденных гениев способны получить знания по такой системе. Большинству нужно общение с учителем.

Во-вторых, исчезает воспитательный элемент, а для школьников это ничуть не менее важно, чем получение знаний. Опять-таки, единицы родителей способны дать детям воспитание без помощи и поддержки школы, точнее, Школы, с большой буквы.

В-третьих, электронная школа - это вредно для здоровья. Излучение портит зрение, постоянное смотрение в монитор, а тем более в смартфон портит осанку. Обучение из дома - это ещё и психические болезни, вызванные изоляцией от ровесников. Вред очевиден, ученые бьют в набат, но их почему - то не слышат.

И, the last, but not the least, как говорят наши иностранные «партнёры», технологии электронной школы созданы в США, оборудование - иностранное, программное обеспечение - иностранное. Это серьёзная угроза нацбезопасности.

Поэтому ситуация тревожная, но мы боремся.

- Отличается ли подход дистанционного образования между школьниками и студентами?

Нет. И тем, и другим нужно классическое образование.

- Есть мнение, что качество преподавательского процесса на расстоянии хуже, чем прямой контакт между учеником и учителем. Существуют ли оценки такого мнения со стороны экспертов?

Да. Рекомендую ознакомиться со статьями и выступлениями доктора биологических наук Олега Григорьева, эксперта Научно-экспертного совета Совфеда по вопросам семейного законодательства Анны Швабауэр, члена-корреспондента Академии военных наук Сергея Судакова и многих других. Все они регулярно рассказывают о негативных аспектах дистанционки - медицинских, психологических, нарушающих действующее законодательство, влияющих на национальную безопасность и многих других. Как говорится, имеющий уши да услышит. Ну а лучшим экспертным мнением мне кажется позиция ультрабогатых людей и высокопоставленных чиновников во всех странах, не только в России. Все они обеспечивают своим детям классическое образование с живыми учителями, а не дистанционку.

- Наибольший негатив к дистанционному обучению звучит от родителей, чьи дети учатся в младших классах. Возникает много проблем связанных с работой, и невозможностью оставить ребенка с кем либо. Должно ли государство обеспечивать на законодательном уровне такой момент в трудовом кодексе?

Да, я считаю, что если государство по тем или иным причинам не способно обеспечить реализацию прописанного в Конституции права детей на образование, значит, государство должно оплатить родителям все трудности, связанные с неисполнением государством своих обязанностей.

- Одно из «зол» всех объединений родителей – школьные чаты. Множество конфликтов на фоне обсуждения разных условий, происходит в мессенджерах. Были ситуации, выходящие за рамки интернета и приводившие к трагическим последствиям. Должно ли государство или образовательное учреждение регулировать такие сообщества? Установить правила, или контроль.

А вот это я считаю, обязанность не государства, а школы. В каждый школьный чат государственного учителя не направишь. А вот завуч или психолог, или кто-то ещё из школьных сотрудников, не настолько загруженных, как классные руководители, вполне может быстро выявлять и пресекать конфликт, напоминая родителям о необходимости соблюдения закона и базовых этических норм при общении. И отмечу, что все мы отлично окончили школу без всяких чатов. Не вижу в них никакой прямой необходимости, призрачные удобства компенсируются потерей времени на пустые споры и, как вы, верно, отметили, риском трагических последствий. Люди по разному воспринимают интернет - общение, и то, что для одного - просто фраза, для другого - смертельное оскорбление.

- Детские психологи разделились на два условных лагеря. Одни заявляют, что в период пандемии дети на дистанционном образовании столкнулись с психологическими проблемами. Это сказывается на умении и желании коммуницировать со сверстниками . Другие считают, что это само по себе развитие современной молодежи, которая всё чаще предпочитает виртуальный мир. Интернет, гаджеты, Ютуб и игры. Как Вы считаете, насколько данная проблема угрожает подрастающему поколению?

Я считаю, что «другие» - это не психологи, а шарлатаны. Это очень серьёзная проблема, которая очевидна каждому специалисту и каждому внимательному родителю.

- Перед интервью, мы изучили несколько родительских чатов в разных регионах, и обратили внимание на частые жалобы о слишком большой нагрузке детей. Родители заявляют, что детей сильно нагружают домашним заданием и количеством предметов. Многие дети сильно устают и перегружаются, что сказывается на физическом состоянии. Вы слышали о существовании такой проблемы, и насколько она стоит остро?

Очень остро. Посмотрите на статистику - сколько времени уходило у детей на домашние задания 10, 20, 30 и более лет назад. Если раньше - час-два, то теперь по 4-5, причём с помощью родителей. Но детская память не бесконечна, и детство не должно сводиться исключительно к школьной учебе. Должны быть секции и кружки, должно быть время на прогулки и общение. Задача школы - научить детей думать и быстро находить нужную информацию, а не загрузить детские головы большим объемом знаний, 90% которого им больше никогда не пригодится.

- Разумеется, нельзя обойти стороной ЕГЭ. Многие высказываются за его отмену. Вы поддерживаете такое мнение?

ЕГЭ - это зло, но зло знакомое и понятное. Прежде чем отменять ЕГЭ, нужно четко понять, на что его заменят. Я за тщательную проработку системы школьной аттестации, спешка может привести к таким последствиям, что ЕГЭ нам покажется праздником.

- Среди критиков ЕГЭ звучит довод о том, что с введением такого формата экзаменов, уровень образования резко снизился. Учеников не обучают по старой программе, по которой учились мы с Вами. А в основном «натаскивают» на определенные предметы и вопросы, входящие в ЕГЭ, для получения высокого балла. Действительно ли, форма подачи образовательного материала изменилась?

Действительно. И преподаватели в вузах это видят. Детей на первом курсе приходится буквально реанимировать после натаскивания на ЕГЭ. Но, ещё раз повторюсь - отменять ЕГЭ надо не бездумно, а с умом.

- Качество образования в России осталось прежним, или снизилось? Если сравнивать с образованием в СССР и 90-х.

Массовое образование - безусловно, снизилось по сравнению с СССР и улучшилось по сравнению с 90-ми годами, когда все были озабочены выживанием. Индивидуальное образование - теперь есть возможности для получения более качественных знаний в частных школах с привлечением лучших специалистов. Это называется «капитализм». Социальная сегрегация в образовании стала гораздо заметнее, как и в других сферах. Плюс падение качества образования в так называемых «экспериментальных» школах. Нельзя ставить эксперименты на детях!

- Можете сравнить на Ваш личный взгляд уровень нашего образования с Европой и США?

В чем-то лучше, в чём-то хуже. В Европе система исторически заточена под массовое образование, под сглаживание интеллектуальных различий школьников, все выходят с более - менее сравнимым уровнем знаний. В США наоборот, система делает, условно говоря, «тупых» более тупыми, а гении могут добиться многого, причем даже без денег, благодаря системе грантов и стипендий. Советская система давала приемлемый уровень образования массам, но и у гениев была возможность для получения знаний, соответствующих их запросам. Полагаю, что этих принципов и следует придерживаться в дальнейшем. Главное - не следовать американской системе с интеллектуальной сегрегацией школьников с самых ранних лет.

- Всё чаще встречаются попытки заложить в образовательный процесс точечную подготовку будущей профессии. В министерстве образования есть сторонники мнения, что ребенка нужно с ранних лет готовить под определенный род трудовой деятельности в будущем. Как Вы считаете, стоит ли таким образом решать за ребенка его будущее, или нужно дать общее образование, как сейчас?

Это, по сути, разновидность кастовой системы. Недопустимо с ранних лет делать из человека винтик. К тому же технологии сейчас стремительно меняются. Чиновники готовы с уверенностью предположить, кто будет востребован через 10 лет? Тогда почему они работают в минобразе за умеренную зарплату, а не зашибают миллиарды на бирже?

- В советские времена существовала система распределения. Нужна ли современной молодежи такая поддержка со стороны государства?

Полагаю, что да, это может быть одной из форм поддержки студентов и социальной сферы. Но только одной из форм, не всеобщей обязанностью.

- Острый вопрос в обществе, информирование детей в формате образовательных программ на щепетильные темы. Многие родители критически воспринимают попытки лоббировать внедрение в учебный процесс такие вопросы, как материал о нетрадиционной сексуальной ориентации, толерантность или замену слов мама и папа на «родитель». Нужно ли в школьной программе детям с ранних лет вкладывать такую информацию?

Не нужно, разумеется. Это вопросы, которые должны обсуждаться в семье, если у мамы и папы есть такое желание. Навязывать нетрадиционные отношения как норму - недопустимо! Уверена, что на Западе тоже маятник скоро качнется назад, как это уже не раз происходило в мировой истории.

- Чего, по Вашему мнению, не хватает в образовательном процессе? Или что бы Вы изменили в основах имеющейся сейчас концепции?

Больше человечности, больше прямого общения детей с учителями. Больше обучения, а не «оказывания образовательных услуг». Дети должны вспоминать Учителей до старости, носить им цветы и поздравлять с праздниками. А если школа будет «оказывать услуги», то мы придём к атомизированному обществу, где истинные знания станут редкостью.

- Традиционный вопрос от нашей редакции. Что бы Вы посоветовали нашим читателям?

Не доверяйте слепо авторитетам, изучайте разные точки зрения и делайте собственные выводы.

Спасибо.

10:22
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!

НазадПоделиться на сайт

Код для вставки на сайт:
Пример отображения:

X
Использование нашего сайта означает ваше согласие на прием и передачу файлов cookies.

© 2021