Книжный обзор. О собаках и людях в новой книге Захара Прилепина
Ничего не пустует там, где положено продлиться жизни
З. Прилепин. «Собаки и другие люди»
Захар Прилепин не лукавит, когда отсылает нас к Джеральду Дарреллу в названии своей новой книги «Собаки и другие люди».
На первый взгляд взятая тема несколько далека и от «Обители», и от серии литературных биографий этого автора. Но это только на первый, мимолетный взгляд. Поскольку темы, поднимаемые в сборнике новелл, актуальны, как и всё в творчестве писателя. Про жизнь в её многообразии, про боль, которая преодолима, про любовь и преданность. Про перезагрузку, которую только и можно получить, удалившись к природе. Про тишину, которая обступает, не угрожая, но предупреждая. И даже про заоконную темноту, в которой можно опознать силуэт леса на том берегу реки. И про собак, конечно, которым приволье в деревне, стоящей на берегу Керженца. О них Прилепин расскажет так, что читатель (за редким исключением) испытает всю гамму эмоций: от смеха до слезы и обратно. До слезы, но не до слезливости – всё выдержано в безупречном классическом стиле настоящей русскоязычной прозы.
«Записки охотника» в исполнении талантливого мастера слова двадцать первого века. Истории, объединенные в сборнике, рассказывают нам о собачьей жизни на фоне почти нетронутой человеком природы, о людях, живущих в почти опустевшей деревеньке.
Персонажи, описанные сочными мазками, – люди, обречённые на «доживание» в местах, где и сотовая связь – редкий деликатес, или сбежавшие по собственной воле (ой, ли?) от шума цивилизации в глушь керженских лесов, в «дебрь», как прекрасно выразился автор. И люди-человеки в этих историях выступают как дополнение к основной теме – природе и животным, которые здесь находятся в своей стихии.
Как гласит народная поговорка: «В лесу – о лесе», здесь всё построено на доверии человека и собаки, на их общих действиях, которые не дадут сгинуть, как тем же соснам на берегах реки, многажды упоминаемым автором. В природе нет сентиментальности – подмытые половодьем берега не могут удержать вековые сосны – и становятся они прибежищем для щучьей охоты. Особой сентиментальности нет и в жизни деревенских жителей, но вот присутствие собак делает их более общительными – человечными, как ни странно это звучит. И начинается это единение с появления в деревне сенбернара Шмеля, не знающего ни границ своего тела, ни границ своей усадьбы.
Собаки, как люди – со своими замашками, привычками, характерами, и люди, живущие рядом с ними – всё это вертится в круговороте жизни, где случается всякое. Книга, оформленная прекрасными акварелями Софии Цой и Элины Кунтыш, превращается в семейный альбом, который можно листать бесконечно. И хотя издание оформлено как хорошо сделанная детская книга, чтение это отнюдь не детское, и маркировка 16+ недвусмысленно предупреждает нас об этом. Да, про собак, котов и попугая, но и не только об этом.
Автофикшн, но это не мемуары, а философская проза, размышления о жизни и смерти, о принятии и возможности отпустить. И говорить обо всех этих сложностях и боли возможно лишь языком простым, как сама природа. Где нет ни хороших, ни плохих, а есть течение жизни. Хоть человеческой, хоть собачьей, хоть сосен и берез.
Наталья Трегуб, заведующая библиотекой Новосибирского Дома ученых
Сообщение Книжный обзор. О собаках и людях в новой книге Захара Прилепина появились сначала на ЧС-ИНФО.