В Бултумурском дацане в Бурятии торжественно открыли возрождённый Цогчен дуган
«Байкал-Daily» представляет фоторепортаж Сергея Тарасенко
14 июля состоялось открытие Цогчен дугана Бултумурского дацана «Дамчой Равжалин», что находится в Селенгинском районе Бурятии.
Дацан был полностью разрушен в 1930-х годах. Силами прихожан под руководством ширээтэ ламы Баира Батоцыренова главный храм был восстановлен на прежнем месте.
Бултумурский дацан «Дамчой Равжалин» расположен на южном склоне живописной местности Бултумур между сёлами Нур-Тухум и Усть-Кяхта. Название Бултумурский переводится с монгольского как Булатная сталь (булат - сталь, тумэр - железо). Основными прихожанами дацана были казаки, нёсшие военную службу.
Согласно летописи «Бишихэн записки», дацан был основан в 1730 году родами бурят-табангутов сразу после открытия дацана «Балдан Брэйбун». Поэтому его ещё называли Табангутский дацан. Год основания Бултумурского основного Цогчен дугана - 1760. До революции 1917 года он был одним из самых богатых и обширных дацанов Бурятии. На его территории было 19 дуганов, в нём служило свыше 700 лам и хувараков. По количеству дуганов Бултумурский дацан был самым большим в России, о чём свидетельствуют записки учёных. На протяжении долгих лет дацан был не только религиозным, но и культурным центром. Именно отсюда уходили на войну казаки, получив благословение от ширээтэ ламы.
Постановлением президиума ЦИУ БМАССР №56 от 16 апреля 1936 года дацан ликвидирован. К 1945 году все здания были снесены и переоборудованы. Ламы и хувараки репрессированы: расстреляны или сосланы в лагеря. В те трагические времена силами служителей дацана и местным населением была спрятаны небольшая часть буддийских реликвий. Обломки старинных скульптур до сих пор находят на территории дацана.
В апреле 2006 года было принято решение о восстановлении Бултумурского дацана. В 2013 году при поддержке Пандито Хамбо Ламы Дамбы Аюшеева и правительства Бурятии началось строительство Цогчен дугана на старом месте. Главный Цогчен дуган возвели по старым архивным схемам, которые бережно хранили ламы, а в последующем – их дети.