Экспертиза бензонасосов: из 14 работоспособность сохранил только один!
Электрические бензонасосы по своей задумке могут быть примером надежности в мире автомобильных компонентов. Они не боятся кратковременной работы «на сухую», да и любым иным способом вывести их из строя проблематично. Именно такие выводы мы сделали во время одной из экспертиз прошлых лет.
Не изменилась с тех пор ли ситуация? Сколько реально служат современные бензонасосы для той же Гранты?
Для ресурсных испытаний мы приобрели 14 бензонасосов по цене от 650 до 1400 рублей. Полученные результаты относятся только к данным образцам изделий.
Хотя в подобной конфигурации насосы предназначены для Гранты, в большинстве иномарок используются такие же устройства. Отличаться может лишь разъем под электропроводку. Поэтому наши выводы во многом применимы и для других автомобилей.
Моточасы и километрыПо официальным данным автомобили в наших городах-миллионниках передвигаются в среднем со скоростью 27 км/ч. Таким образом, при эксплуатации в подобных условиях лучший из проверенных нами бензонасосов продержался бы свыше 54 тысяч км, в то время как проигравший помер бы уже после 1500 км.
Как выбрать надежный насос?Есть смысл приобретать насос в составе модуля. Вероятность подделки меньше, как и трудоемкость замены. Кроме того, в нашем тесте стало ясно, что фильтр засоряет и сам насос. Поэтому фильтр при замене насоса тоже нужно заменить. А что тогда остается от модуля бензонасоса? Только затвердевшие трубки и провода, с которыми очень сложно работать. Проще заменить всё устройство в сборе.
Бензонасосы Чем испытывали?При испытаниях бензонасосов нельзя пользоваться жидкостью из их «естественной среды обитания». Бензин пожароопасен, к тому же им пропахнет вся лаборатория.
Поэтому применяется специальная жидкость, имеющая аналогичные вязкостные показатели и смазывающую способность, но не столь летучая. При работе она изрядно загрязняется, поэтому на входе в насосы устанавливались сеточки – идущие в комплекте с насосом, либо приобретенные дополнительно.
Наблюдение за загрязнением рабочей жидкости позволяет сделать вывод о том, что даже если в баке вашего автомобиля бензин идеально чист, то фильтр, стоящий за насосом, будет забиваться частицами износа щеточного узла двигателя и его подшипников.
Как испытывали?Каждый бензонасос вначале установили на испытательный стенд. Измерили производительность насоса и потребляемый им ток при напряжении питания 12 В на холостом ходу – это когда жидкость свободно выходит из насоса, чего при реальной эксплуатации не бывает.
Затем провели те же замеры при работе через регулятор давления при 3 атм и 4 атм. Этот режим уже максимально близок к реальной эксплуатации.
После этого оценили жизнестойкость насосов – на них подали напряжение 14,2…14,4 В, и при выходном давлении в 3 атм они должны были работать до поломки. Короткие перерывы делали на рубежах в 1000 часов и 2000 часов: вновь замеряли потребляемые токи и производительность при разном давлении. Отказ фиксировали при остановке якоря электродвигателя и резком повышении потребляемого тока.
После 2000 часов испытания прекратили, поскольку из 14 участников работоспособность сохранил только один.
РезультатыРезультаты нас расстроили. Разброс жизнестойкости приобретенных насосов составил от 56 до двух с лишним тысяч часов, причем свыше 2000 часов продержался только один участник – насос Zentparts! Он так и не сломался.
Разница между лучшим и худшим – 35‑кратная: как такое возможно? И ладно бы окажись самым хилым какой-то насосик без роду и племени, так ведь аутсайдером стал Siemens! Немногим лучше оказался и Pekar: он проработал всего 98 часов. Это что – подделки? Не иначе. Другие громкие имена также не блеснули. К примеру, Bosch не продержался и тысячи часов. На таком фоне непонятно, какие результаты можно считать успешными?
Максимально близко к отметке в 2000 часов приблизились Stellox (1820 ч), Startvolt (1680 ч) и Gallant (1668 ч). Их, вместе с абсолютным победителем по имени Zentparts, мы и рекомендуем рассматривать как первоочередных кандидатов к покупке.
Кстати, результаты отчасти можно было предсказать, глядя на показания приборов. К примеру, ток потребления аутсайдера при первом же замере составил 4,8 А, в то время как у победителя – всего 3,5 А. При этом их производительность была практически одинаковой. Следовательно, энергия бесполезно уходила в тепло.
Результаты испытаний электрических бензонасосовКомментарий специалистаАлексей Тарасов, зам. начальника испытательной лаборатории ООО «НПО Талис»
- В ходе ресурсных испытаний только четыре топливных насоса смогли проработать под нагрузочным давлением 3 атм больше 1600 часов. Большинство изделий имеет ресурс на уровне 900–1100 часов. Насос под брендом Siemens смог отработать всего лишь 56 часов. Покупка заведомо оригинальных изделий продолжает оставаться лотереей.
«За рулем» можно смотреть на YouTube