Якутянин Эрхан Нохоев исполнил главную роль в российской комедии и рассказал о своем пути в кино
Молодой якутский актер Эрхан Нохоев, живущий и работающий в Москве, исполнил главную роль в комедии «Колбаса», которая выйдет весной 2025 года. Актер до этого работал в театре и снимался в массовке в российских фильмах и сериалах. О работе в столице, своем тернистом пути, миссии и мечтах актер рассказал в интервью ЯСИА.
Эрхан с детства был артистичным, обладал богатой фантазией, мечтал попасть в кино и снимать свои фильмы. Он окончил Арктический государственный институт культуры и искусств и три года выступал в Театре юного зрителя Якутии, исполнял главные роли на русском и якутском языках, участвовал в разных движениях театра.
Решил изменить жизнь
– На одной из репетиций я отыграл роль и вышел в закулисье, а там сидел уважаемый артист Петр Максимов и ждал своего выхода. Я смотрел на него и думал: «Неужели жизнь так щелкает и мне будет 68 лет, и не факт, что чего-нибудь добьюсь».
А у меня с детства прям вырывалось из груди, что должен стать каким-то известным, великим в чем-либо. Во мне это видели все родственники, друзья, подруги. Они говорили, что у меня все получится. Это очень сильный мотиватор. В самые сложные периоды вспоминаю эти теплые слова и двигаюсь дальше.
После репетиции я поднялся к директору театра и сказал, что увольняюсь. Он обомлел, но не стал переубеждать и подписал документы.
Месяцами скрывал правду от мамы
– На эмоциях собрался купить билеты до Москвы, но вдруг вспомнил о военкомате. Я прошел комиссию еще после школы и получил справку, что не годен к военной службе. Но хотел удостовериться, что ничего не помешает моему вылету. Оказалось, что должен дождаться весеннего призыва, а я уже уволился!
В тот период жил с мамой и закрывал большую часть ипотеки. Не смог ей рассказать об увольнении. Узнай она обо всем, запретила бы мне финансово ее поддерживать, поэтому продолжал закрывать долг из своих сбережений. Четыре месяца я скрывал правду: когда она приходила с работы, я будто бы только вернулся из театра.
Весной я получил печать, что достиг непризывного возраста, и признался во всём матери, она была в шоке, но не стала противиться. Мы с ней, как лучшие друзья, подшучиваем друг над другом, помогаем, ведь в семье нас только двое. Мы закрыли ипотеку, и я улетел в столицу.
Начиная с низов
– Помню, как стоял с багажом в аэропорту Москвы и не знал, куда идти и что делать. До этого был в городе транзитом 10 лет назад. Я прошелся по улицам, снял хостел, искал в интернете, где можно поучаствовать на съемках.
Начал сниматься в массовках. Режиссеры, операторы, актеры удивлялись, что я делаю в массовках с актерским образованием. Бригадиры, управляющие массовкой, добавляли меня в разные группы, и я стал получать роли с парой реплик на фоне главных героев и первые эпизодические появления в кино. По сей день эпизод – мой основной хлеб. По чуть-чуть участвовал на второстепенном плане. Всего снялся примерно в 50 проектах.
Первая главная роль в Москве
– Наконец появился московский проект, где я исполнил главную роль – полнометражный фильм «Колбаса» кинокомпании Fenix Cinema. Только что мне написала сценарист, с которой мы работали в другом проекте, и призналась, что писала фильм под меня. Это самый большой комплимент, который можно сделать актеру!
Моего персонажа зовут Алмаз, он оленевод, который пришел на заработки в большой город. Думаю, он больше эвенк, чем саха. Создавая этого героя, я списывал черты характера и привычки своих друзей — эвенков и юкагиров. А одежда у него похожа на национальную узбекскую. Я говорил об этом костюмерам, но они уже ничего не могли сделать.
Любой народ обижается, если их выставляют в стереотипном свете в кино. Наверное, многим землякам не понравится мой персонаж в «Колбасе». Но я старался как мог, вносил правки, убирал слишком стереотипные моменты, излагал образ в более позитивном ключе. Андрей Пантелеев дебютировал с этим проектом как режиссер и давал актерам свободу в творчестве.
Премьера семейной комедии «Колбаса» состоится весной. Над ним работала талантливая съемочная команда, актерский состав – это просто дримкаст. В фильме много смешных моментов. Это якутская история в широком полнометражном российском кино.
Собираю образы героев, как конструктор
– Когда приходишь на съемочную площадку, должен стать, как белый лист, чтобы нарисовать на себе персонажа. В мыслях не должно быть бытовых и личных проблем.
Думаю, актерам важно знать, какими бывают люди в реальной жизни. У меня много друзей разных национальностей. Запоминаю микромимику, повадки, дикцию и особенности каждого. Мне нравится представлять, что у меня куча деталек конструктора всяких разных форм и цветов, из которых я создаю персонажей на экране. Нужно быть многозадачным и многогранным, чтобы не стать заложником одного амплуа.
Мы, актеры, любим играть разных героев. Выполнять одну и ту же работу каждый день на протяжении всей жизни – какую силу воли нужно иметь, чтобы не взорваться и не сгореть. Актерское ремесло мне тем и нравится, что каждый раз преподносит что-то новое: сегодня ты шут, а завтра – король.
Сердце бешено забилось
– Самой сложной для меня по сей день остается роль вождя в дипломном спектакле «Великий Куданса». Реплики наполнены древней якутской литературной лексикой, большинство слов я даже не понимал. Перечитывал огромные тексты, старался запомнить слова по звучанию, а когда выучил назубок, стал разбираться в их смыслах, добавлял микромимику, внутреннее чувство персонажа.
Настал день выступления. Кулисы Саха театра. Полный зал. Вот-вот выйду на сцену. И тут у меня бешено забилось сердце, стало плохо, одежда от сердцебиения расходилась волнами. Я взял себя в руки, забыл, что я есть, глубоко вдохнул, шагнул на сцену, меня ослепил прожектор, и сразу всё отпустило. После спектакля я сходил к кардиологу.
Редко сморю фильмы
– По натуре я позитивный парень, могу резко начать петь, если настроение и погода прекрасные. Общаюсь со всеми на равных, по-человечески. Коллеги по цеху, случайные прохожие относятся ко мне положительно.
Признаюсь, редко смотрю фильмы и сериалы, даже те, в которых снимался. За это меня по-дружески отчитывают. У меня нет любимого актера или режиссера. Стараюсь узнавать, кто где снялся, кто что поставил. И, сдружившись с новыми людьми, смотрю их фильмы: интересно, как они сыграли в других проектах. Я подружился с Александром Метелкиным на съемках «Колбасы». Это простой, веселый парень, с которым мы могли ночевать на площадке, говорить о жизни и петь песни под гитару.
Когда люди узнают, что я из Якутии, сразу начинают хвалить наше кино. Я дико рад и горд тем, что якутское кино такое взрывное. Думаю, его особенность кроется в менталитете народа саха. Мы издревле обладаем творческим взглядом на мир, о чем свидетельствуют наше Олонхо и песни.
С чем борется якутский актер в Москве
– Мы живем в многонациональной стране, но в индустрии театра и кино в центральных городах азиатский типаж не сильно востребован. Государственными многобюджетными проектами, в которых были азиаты, могу назвать сериал про калмыков «Нулевой пациент», нашу «Колбасу» и исторически фильм «Злой город».
Азиаты в российском кино – стереотипные образы курьеров, таксистов, иностранных бизнесменов, гастарбайтеров. Я пытаюсь с этим бороться. Это сложно, но тем и интересней пробивать эту стену.
Нас учили, что на площадке главный – режиссер: как он скажет, так и должно быть, а актеры – исполнительные лица, маски. Каким бы гиперболизированным персонаж ни был, как бы мне это ни нравилось, если режиссер так видит, я сыграю. Спорить с режиссером, который видит полную картину, глупо, а объяснять каждому, что ты предлагал сыграть по-другому, невозможно.
Взгляд нуарного героя
– Я авантюрист, живу сегодняшним днем. Не знаю, когда будет следующий проект, и как долго придется растянуть полученный гонорар. Сейчас идут дополнительные съемки «Колбасы», потом улетаю в Псков на эпизодическую роль, а дальше – неизвестно. Мне уже 32 года, хочется какой-то стабильности, спокойствия, уюта в доме.
По сей день горю желанием снять свое кино. Иногда пишу сценарии в жанре приключений, фэнтези, фантастики. Есть мощная идея для фильма. Ото всех углов нам говорят: «Давайте сплотимся, как один народ». Но в обычной жизни это забывается, почему-то люди друг другу чужие.
Делился этой идеей с режиссерами, они представляли картинку, некоторые даже прослезились, но предупредили, что такой фильм не пройдет цензуру. Я знаю, как устроена киноиндустрия изнутри: приходится менять идеи, чтобы не превысить бюджет, и угождать продюсерам, вставляя рекламу.
Попробовал написать сюжет в жанре нуар. У меня был очень мнительный главный герой, который везде видел подводные камни и негатив. Персонаж однажды встал передо мной и спросил, чего я добиваюсь, сказал, что я здесь никому не нужен. А я доказывал ему, что не опущу руки, буду идти вперед, что не подведу людей, которые в меня верят. Он апеллировал печальными фактами, и я понимал, что он прав. Впервые я погрузился в меланхолию, ушел в себя, не выходил из комнаты днями, не знал, как быть. Тот период был тяжелым, меня не пропускали на прослушивания, потому что не нуждались в азиатском типаже.
Позитивный настрой вытащил меня из того состояния. Я сказал себе: пусть путь будет тернистым и сложным, но он будет мощным. Всегда интереснее истории, когда человек зубами хватался, поднимался через пот и кровь. Я покажу в кино, что наша страна многонациональна. Актер с азиатской внешностью смог сняться в главных ролях российского кино, и это только начало!