Александр Морозов: Потребительский рынок Новосибирска динамично развивается

Александр Морозов: Потребительский рынок Новосибирска динамично развивается

Каждый год в четвертую субботу июля в России отмечается День работника торговли. В этот раз он приходится на 27 июля. В преддверии профессионального праздника всех работников сферы потребительского рынка и бытового обслуживания населения, начальник департамента инвестиций, потребительского рынка, инноваций и предпринимательства мэрии города Новосибирска Александр Морозов рассказал «ЧС» о ситуации в данной отрасли.

– Александр Сергеевич, как вы оцениваете состояние новосибирского потребительского рынка на сегодняшний день? Насколько удовлетворен потребительский спрос новосибирцев?

– Потребительский рынок является одним из самых динамично развивающихся секторов экономики Новосибирска. Его доля составляет значительную часть в отраслевой структуре экономики города и является весомым источником занятости населения.

На 1 января 2024 года на территории города Новосибирска осуществляли деятельность свыше 7900 торговых объектов, в том числе стационарных и нестационарных, более 3700 предприятий бытового обслуживания населения.

Розничная торговая сеть города на сегодняшний день оценочно насчитывает более 5100 стационарных предприятий, около 2800 нестационарных объектов,
три универсальных розничных рынка.

Товарооборот розничной торговли города Новосибирска по состоянию на 1 января 2024 год составил 368 072,1 миллиона рублей.

По итогам 2023 года показатель обеспеченности населения площадью стационарных торговых объектов на территории города Новосибирска составил 5294 при нормативе минимальной обеспеченности населения площадью стационарных торговых объектов 4744 торговых объектов.

По состоянию на 1 января 2024 года городская сеть общественного питания насчитывает 2385 предприятий общественного питания (стационарных и нестационарных) на 114,6 тыс. посадочных мест (темп снижения – 99,3% к аналогичному периоду 2022 года).

Оборот общественного питания (по данным Новосибирскстата за 2023 год) составил 8 906,6 миллиона рублей (темп роста – 108,1 % к аналогичному периоду 2022 года). Основным показателем услуг общественного питания является обеспеченность населения местами предприятий питания. Обеспеченность населения города объектами общедоступной сети общественного питания оценочно составляет 49,6 посадочных места на 1000 жителей.

Мэрия города Новосибирска выступает за развитие всех форматов торговой деятельности, осознает необходимость обеспечения постоянного роста количества хозяйствующих субъектов, занятых в сфере розничной торговли, прежде всего субъектов малого и среднего предпринимательства, как неотъемлемого элемента формирования конкурентной среды.

На сегодняшний день можно говорить о том, что внутренний рынок города Новосибирска в целом смог перестроится в соответствии с внешнеэкономической и политической ситуацией, предприятия смогли  пересмотреть ряд поставщиков, наладить новые логистические цепочки, нашли новый рынок сбыта.

– Как меняется потребительская сфера? Какие появились тенденции в последние годы? Влияет ли развитие сервисов доставки и маркетплейсов на традиционную торговлю?

– Для Новосибирска характерен высокий уровень проникновения федеральных торговых сетей в сферу розничной торговли, данный фактор оставляет всё меньше места на рынке для отдельных продовольственных магазинов. Этому способствуют и низкие цены в сетевых магазинах, и широкий ассортимент товаров, и более комфортные условия для совершения покупок.

В период распространения коронавирусной инфекции в Новосибирске большую популярность приобрели кассы самообслуживания. Активное развитие получили сервисы доставки еды. Заказ продуктов через приложения превратился в ежедневную потребность.

На сегодняшний день мы видим, что такой тип предприятий розничной торговли как «гипермаркет» приостановил свое развитие. Всё большую популярность приобретают магазины формата «у дома».

Сфера оказания услуг общественного питания населению играет значительную роль в создании комфортных условий для жизни, работы и отдыха жителей и гостей Новосибирска.

Примерно с 2017-2018 годов наблюдалось кардинальное изменение архитектурного облика предприятий общественного питания города, улучшился их интерьер, значительно расширился ассортимент блюд. Появились и получили широкое распространение новые форматы предоставления услуг.

В 2020 году сфера общественного питания в связи с введенными ограничениями, связанными с недопущением распространения новой коронавирусной инфекции, пережила кризис. Закрытие предприятий более чем на 90 дней дало возможность искать новые пути для существования либо законсервировать деятельность.

Вместе с тем, закрытие стационарных предприятий общественного питания дало импульс для развития уличной еды в формате мобильных предприятий питания.

Активно стала развиваться доставка готовой продукции. Вместе с тем, не все предприятия смогли пережить введенные ограничения.

Следует отметить, что в Новосибирске, благодаря активным и неравнодушным предпринимателям, на новый уровень вышло предоставление кейтеринговых услуг. Если на начальном этапе становления данная услуга предоставлялась при корпоративных мероприятиях в виде оформления фуршетного стола, с минимальным количеством блюд и использованием минимального набора оборудования и посуды, то в последнее время уровень обслуживания позволяет оказывать услуги на высоком уровне не только частным организациям, но и сопровождать прием иностранных делегаций. Большой популярностью стали пользоваться кейтеринговые услуги при проведении свадеб на открытом воздухе, детских дней рождения, юбилеев, при проведении маркетинговых мероприятиях.

Таким образом, потребительский рынок города активно развивается и подстраивается под общероссийские и мировые изменения в экономике.

– В городе стали очень популярны социальные ярмарки. Как развивается это направление сегодня?

Городские социальные продовольственные ярмарки – это уникальный проект, который не имеет аналогов в регионах Российской Федерации. Несмотря на высокий уровень конкуренции на рынке продовольственных товаров, активное развитие сетевых предприятий эконом-класса и дискаунтеров, проект на протяжении уже более 10 лет востребован и демонстрирует ежегодную положительную динамику. На сегодняшний день проект включает две ярмарки: по ул. Большевистская, 131 (работает с 2011 года) и по ул. Петухова, 69 (работает с 2012 года).

В рамках данного проекта достигнут баланс в решении одновременно двух важных задач. Первая – это поддержка товаропроизводителей Новосибирска и Новосибирской области, для которых участие в социальном проекте является возможностью организовать сбыт производимой продукции. На сегодняшний день на ярмарках представлены товаропроизводители молочной, мясной, рыбной, колбасной продукции, хлеба и хлебобулочных изделий, кондитерской продукции, бакалеи, овощей.

Второй задачей, решаемой в рамках данного проекта, является создание условий для населения в приобретении основных продуктов питания по ценам на 20 процентов ниже цен, представленных в предприятиях торговли города, по официальным данным Новосибирскстата. Услугами данных ярмарок пользуются все слои населения с разным уровнем дохода.

Ежегодный суммарный оборот обеих ярмарок составляет порядка 800 млн. рублей. Количество покупок в год более трех миллионов.

Помимо обозначенных социальных ярмарок, в целях обеспечения жителей города Новосибирска услугами торговли, удовлетворения потребности населения в качественных товарах, работах и услугах, ежегодно на постоянной основе мэрией Новосибирска совместно с территориальными органами проводятся ярмарочные мероприятия на уличных площадках города. Места для участников муниципальных ярмарок предоставляются бесплатно. Субъекты малого и среднего предпринимательства Новосибирской области являются активными участниками ярмарочных мероприятий, организованных мэрией и ее территориальными органами.

Кроме того, в среднем в месяц на территории Новосибирска функционирует порядка 35-40 коммерческих ярмарок, согласованных в установленном порядке.

– Если говорить не только о торговле, но и о бытовом обслуживании населения, то хотелось бы затронуть тему бань. В последние годы несколько муниципальных бань были переданы инвесторам по концессионным соглашениям. Как вы можете оценить результат этой работы?

– Несмотря на то, что Новосибирск активно застраивается многоэтажными домами, существенная доля территории города занята частным сектором, причем во многих домах там нет элементарных коммунальных удобств. Не везде даже есть горячая вода.

Общественные бани необходимы, потому что в них ходят малообеспеченные, социально незащищенные слои населения.

Поэтому насущным остается вопрос о важности соблюдения санитарно-гигиенических норм среди населения.

По оценкам Национального банного объединения, в России сегодня работают около семисот общественных бань. Большая часть находится в неудовлетворительном состоянии. Ремонтировать такие объекты по закону должны муниципальные власти, но таких финансовых ресурсов у нас просто нет.

Но даже если предположить, что нам удастся изыскать значительные средства на масштабную реконструкцию оставшихся бань, доходы от предоставления помывочных услуг не смогут покрыть даже понесенные издержки по оплате коммунальных услуг и эксплуатационные затраты, что снова потребует дотаций из бюджета.

Я, безусловно, считаю наш опыт вовлечения банного хозяйства в инвестиционную деятельность успешным и показательным примером для многих городов и регионов. Девять бань из 13-ти переданы в различные инвестиционные проекты. Две бани, расположенные на центральных улицах города, заслуженно стали одной из визитных карточек Новосибирска (это Сандуновские и Федоровские бани). И, поверьте, за счет бюджетных средств нам бы вряд ли удалось обеспечить столь масштабную и дорогостоящую реконструкцию этих зданий.

Для сохранения муниципальных бань мы рассматриваем не только формат концессий. К каждому объекту — индивидуальный подход. Мы все-таки обязаны учитывать интересы частной стороны, поскольку инвестиционные проекты социальной сферы с большими сроками окупаемости, высокими рисками, низкой нормой доходности, как правило, не являются привлекательными для бизнеса.

Все инвестиционные проекты в отношении бань позволяют сохранить в собственности муниципалитета банные площади, обеспечить предоставление льготных дней для отдельных категорий граждан, пополнять бюджет за счет концессионной платы и не нести ежегодные расходы на содержание.

В качестве не то чтобы минуса, а некоего просчета в работе на перспективу, можно обозначить тот факт, что мы изначально не прибегли к формированию «пары» из ликвидной и неликвидной бань в соглашениях.

Но на тот момент данное направление в бизнесе только начинало набирать популярность, мало кто имел желание и мог зайти в проекты с таким объемом капитальных вложений, да еще и в муниципальную собственность.

Поэтому когда к нам обратились с частной инициативой в отношении бань на ул. Каменской и ул. Советской, мы воспользовались возможностью привести в надлежащее состояние бани, расположенные на центральных улицах нашего города.

В дальнейшей работе мы учили тот факт, что отдав в различные инвестиционные проекты привлекательные и рентабельные бани, мы рискуем остаться с планово убыточными, на которые невозможно будет привлечь частные средства. Дальше мы пошли по пути формирования инвестиционных предложений, включающих в объект соглашений сразу две бани: рентабельную и нерентабельную. И данная практика в тот период себя оправдала. Было заключено два концессионных соглашения по такому принципу. По одному из которых обязательства концессионера по реконструкции исполнены, и бани успешно эксплуатируются.

– Ежегодно ко Дню работников торговли в Новосибирске проводится отраслевой конкурс. Каковы критерии отбора победителей? В чем отличие итогов этого года от предыдущих лет?

– В целях повышения престижа профессии, повышения культуры обслуживания жителей и гостей города Новосибирска, распространения опыта работы лучших организаций сферы торговли и услуг, мэрией города Новосибирска ежегодно проводится конкурс на лучшие организации (предприятия) торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения.

Конкурс проводится в два этапа. Первый этап конкурса проводится в администрациях районов и округа. Победители районного этапа, занявшие первые места, становятся участниками городского этапа. Победители определялись в трех номинациях (всего 23 группы).

В текущем году в конкурсе приняли участие более 67 предприятий, в том числе новые, которые ранее никогда не участвовали в данном мероприятии.

Городская конкурсная комиссия, состоящая из представителей отраслевых структурных подразделений мэрии города Новосибирска и ее территориальных органов, рассмотрев представленные для участия заявки, основываясь на критериях оценки, определенных постановлением мэрии города Новосибирска, коллегиально по сумме баллов определила победителей и претендентов на вторые и третьи призовые места.

По решению городской конкурсной комиссии первые места присуждены 19 организациям потребительского рынка, определено 21 второе и 12 третьих мест.

Среди основных критериев отбора победителей можно выделить такие как уровень заработной платы сотрудников, социальные гарантии, внедрение прогрессивных форм и методов обслуживания, использование современных средств рекламы, создание привлекательного облика предприятия и прилегающей к нему территории и другие.

– Что бы вы хотели пожелать работникам торговли и потребительского рынка Новосибирска в преддверии профессионального праздника?

– Хотелось бы поблагодарить сотрудников предприятий торговли, работников сферы общественного питания, специалистов сферы обслуживания населения за профессионализм, терпение и выдержку. От вашей компетентности, ответственности и отзывчивости зависят качество жизни, здоровье и настроение жителей нашего города.

Особой признательности заслуживают предприятия, которые, несмотря на сложные экономические условия, успешно решают непростые задачи импортозамещения и обеспечения отечественных производителей товаров каналами сбыта на потребительском рынке.

Мы высоко ценим вашу деятельность и принимаем все возможные меры поддержки.

Благодарю вас за добросовестный труд, активное участие в жизни города и любовь к своей работе. Желаю процветания и новых профессиональных достижений!

Сообщение Александр Морозов: Потребительский рынок Новосибирска динамично развивается появились сначала на ЧС-ИНФО.

 

«Сибирское слово» «Сибирское слово»

13:29
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Использование нашего сайта означает ваше согласие на прием и передачу файлов cookies.

© 2024