«Маске» — 30 лет: как снимали фантастическую комедию с Джимом Керри и Кэмерон Диаз

«Маске» — 30 лет: как снимали фантастическую комедию с Джимом Керри и Кэмерон Диаз

Вышедшая в июле 1994 года «Маска» стала одной из самых популярных и успешных комедий 90-х. При скромном бюджете в 23 миллиона долларов картина Чарльза Рассела собрала в прокате 351 миллион, была номинирована на «Оскар» за лучшие спецэффекты, а исполнитель главной роли Джим Керри закрепил за собой статус ярчайшего комедийного актера поколения. Да еще и номинацию на «Золотой глобус» получил. Но мало кто знает, что изначально «Маска» задумывалась как мрачное и даже в некотором смысле нуарное кино. Вот как это было.

Все началось в 1980 году, когда художник Майк Ричардсон открыл в штате Орегон магазин комиксов. Бизнес развивался довольно успешно, и в 1986-м магазин превратился в издательство под названием Dark Horse. Отличительной особенностью новосозданного издательства было то, что авторы сохраняли права на свои произведения. Конкурировать с DC Comics и Marvel в Dark Horse не собирались, четко понимая, что займут небольшую, но все же прибыльную нишу авторских комиксов — смелых, оригинальных, выходящих за привычные рамки.

Комикс «Маска» придумал сам Ричардсон в 1986 году. Полноценное издание его было налажено в 1989-м — помогли художники Крис Уорнер и Даг Манке, а также сценарист Джон Аркуди. В центре сюжета фигурировала волшебная древняя маска из нефрита, которая превращала носителя в странное существо с огромной зеленой головой, обладающее фантастической силой, магическими способностями и черным-пречерным чувством юмора. Владельцы Маски использовали ее, как правило, чтобы мстить своим врагам — артефакт развращал человека, делал его жестоким и в конечном итоге подчинял своей злой воле. То есть, грубо говоря, превращал носителя в эдакого Джокера. Именно этим персонажем Ричардсон, по собственному признанию, и вдохновлялся.

Сначала «Маска» публиковалась в антологиях Dark Horse Comics, затем ее издали как отдельный комиксовый мини-сериал, ставший бестселлером 1991 года. Разумеется, Голливуд, в начале десятилетия отчаянно нуждавшийся в громких хитах, не мог пройти мимо такого успеха. Первой проявила предметный интерес студия New Line Cinema, ранее выпустившая хоррор-цикл «Кошмар на улице Вязов», а теперь искавшая качественную замену Фредди Крюгеру. «Маска» казалась перспективным вариантом.

Основателя New Line Cinema Роберта Шея смущало только одно — потенциальная стоимость проекта. Было очевидно, что для «Маски» потребуются самые современные спецэффекты. И обойдутся они в кругленькую сумму, окупить которую невозможно с рейтингом R (дети до 17 лет могут смотреть только в присутствии взрослых). Соответственно, возрастной рейтинг необходимо было снижать до подросткового PG-13.

Несколько месяцев Шей мучил сценаристов, а те мучились в поисках решения. Вписать жанр мистического хоррора в PG-13 казалось невозможным. Уже мысленно распрощавшись с мечтами о проекте, глава студии обратился к своему хорошему знакомому Чарльзу Расселлу — режиссеру третьей части «Кошмара на улице Вязов» и человеку с нестандартным творческим мышлением. Тот поглядел на первоначальный концепт и моментально выдал формулу, которая в итоге и легла в основу фильма: юмор «Маски» важнее крови, так что снимать нужно не хоррор, а экшен-комедию. Да и саму Маску стоит переосмыслить — пусть это будет не зловещий артефакт, а просто волшебный предмет, делающий из доброго человека гипертрофированного шутника, а из злого — конченного негодяя. Но никакого мяса и расчлененки. Зато — много ностальгии в духе «Кто подставил кролика Роджера». Рассел решил: пусть герои поют и танцуют в стиле 1940-х, одеваются в стиле 1960-х, шутят как в 70-е, а действие происходит в вымышленном мегаполисе Эдж-Сити, который очень напоминает Нью-Йорк, но все же формально им не является.

Главным героем было решено сделать первого владельца Маски в комиксах Стэнли Ипкисса. В оригинале персонажа ждала очень печальная участь, но так как от первоисточника Рассел, по сути, отказался, сюжет он мог писать так, как ему того хотелось, не оглядываясь на канон комикса. Киношный Стэнли превратился из невротичного слабака в банковского клерка — добропорядочного и милого парня, добротой и исполнительностью которого все пользуются. Он живет в маленькой квартирке, очень любит мультфильмы Текса Эйвери, а еще у него есть очаровательный пес. А потом он влюбится в красавицу-певицу, вступит в противоборство с местной мафией — и в процессе случайно найдет странную маску, которая навсегда изменит его жизнь.

Когда концепция будущей картины была утверждена, а в сценарий уже вносились лишь незначительные правки, встал важный вопрос — кто сыграет главную роль? Рассел сразу определил, что здесь нужен «клоун высшего класса». Молодой, внешне привлекательный, пластичный, обладающий филигранной мимикой, талантом подражания. Харизматичный, в конце концов. Когда Расселл и Ричардсон совместно обсудили, каким должен быть их идеальный актер, оба они, не сговариваясь и почти хором, предложили кандидатуру Джима Керри. Канадского комика уже хорошо знали по телевизионному скетч-шоу «В живом цвете». Джим, словно все свои предыдущие 32 года жизни только и ждавший этого предложения, согласился моментально. Причем — за, по меркам Голливуда, смехотворный гонорар. За главную роль в студийном блокбастере по хитовому комиксу Керри получил менее 500 тысяч долларов.

Когда Джим появился на съемочной площадке, стало окончательно понятно, что «Маска» будет бенефисом одного актера. И ни у кого с этим не было проблем. Талант Керри поражал — он мог изобразить что угодно и кого угодно, мог самостоятельно исполнить любой трюк, за секунду выдать любую эмоцию, а энергии в нем не убавлялось даже после 5-6 часов беспрерывного съемочного процесса. Оставалось только найти ему подходящую экранную пару на роль Тины Карлайл – певицы ночного клуба, любовницы мафиози и возлюбленной Стэнли. По задумке Рассела, Тина должна была быть роковой красоткой и сражать своей внешностью наповал с первого взгляда. В кастинге участвовали звезда «Плейбоя» Анна Николь Смит, первая темнокожая Мисс Америка Ванесса Уильямс, Кристи Свэнсон из фильма «Баффи – истребительница вампиров». Все они были хороши собой, но Рассела ни одна не устроила.

В один прекрасный день сотрудница модельного агентства привела на кастинг 21-летнюю Кэмерон Диаз. Та вот-вот собиралась ехать на фотосессию в Париж и не сильно была заинтересована в кинокарьере. Но ей все же хотелось попробовать что-то новое. Проведя нескольких парных проб Диаз и Керри, Рассел буквально влюбился в этот дуэт. Актеры казались идеальной парой. Шей же колебался — босс New Line Cinema не был уверен в решении доверить главную женскую роль большого проекта 21-летней модели без какого-либо актерского опыта. Окончательное решение по поводу Диаз было принято всего за неделю до начала съемок.

С остальными актерами все оказалось куда проще. Главного антагониста Дориана Тайрелла сыграл Питер Грин, параллельно снимавшийся у Тарантино в «Криминальном чтиве» в роли жестокого извращенца Зеда, роль детектива Митча Кэллоуэя исполнил Питер Ригерт, засветившийся когда-то в культовой студенческой комедии «Зверинец», а в образе журналистки Пегги Брандт предстала Эми Ясбек из пародийной комедии «Робин Гуд: Мужчины в трико».

Съемки проходили на студии Warner и в реальных заброшенных зданиях Лос-Анджелеса. В ленте показали бывшую пожарную часть Города Грез, заброшенный офис Bank of America, ночной клуб гостиницы Ambassador Hotel, отель Park Plaza Hotel. Расселл очень гордился тем, что большинство танцевальных номеров его звезды исполнили сами, без привлечения дублеров. Диаз, вообще не умевшей танцевать, пришлось приложить все силы, чтобы овладеть хитрыми па всего за несколько недель. Заодно Кэмерон брала и уроки пения, правда, они не пригодились. Фонограмму хита 1929 года Gee, Baby, Ain't I Good to You записала певица Сьюзан Бойд. 

Альтер эго Стэнли, то самое зеленое чудовище, дикое, но симпатичное, создавали с помощью грима и компьютерных эффектов. Керри носил на лице тонкую латексную маску зеленого цвета, во рту же у него были огромные зубные протезы. Поначалу они мешали актеру говорить, но вскоре он привык и почти перестал их замечать. Что касается желтого костюма, то это была очень трогательная отсылка — похожий костюм мама Джима Керри сшила сыну для его первого выступления.

За спецэффекты отвечала студия Джорджа Лукаса Industrial Light and Magic. Считалось, что лучше графику в Голливуде не делает никто. Ведущий аниматор Стив Уильямс до «Маски» отметился работой над вторым «Терминатором» и «Парком Юрского периода». Стоило это немалых денег, тут-то талант Керри и пригодился. Благодаря неподражаемой мимике актера эффекты можно было «включать» на несколько кадров позже обычного. Кроме того, Джим виртуозно взаимодействовал с воображаемыми предметами и объектами. Так, в сценах, где Стэнли с трудом сдирает с лица Маску, в руках актера на самом деле не было ничего. 

Отдельной похвалы удостоился терьер Макс, сыгравший песика Стэнли Майло. Зверек оказался таким умным, что его роль заметно расширили и даже добавили сцену, в которой он сам надевает Маску и помогает хозяину сражаться с бандитами.

«Маска» вышла в прокат в конце июля 1994 года. Керри, снявшийся до этого еще и в комедии «Эйс Вентура: Розыск домашних животных», был провозглашен самым талантливым комиком современности и купался в лучах славы. Диаз же мгновенно стала секс-символом и получила статус одной из самых многообещающих актрис Голливуда. New Line Cinema же отлично заработала и решила многие финансовые проблемы, преследовавшие студию в последние годы.

Став звездой первой величины, Керри закапризничал. За участие в потенциальных сиквелах он запросил такой гонорар, что от проектов отказались, еще даже не начав разрабатывать предварительную концепцию. В 1995 году был запущен мультсериал «Маска» — довольно неплохой, но не выдающийся, а в 2005-м вышел фильм «Сын Маски», оказавшийся полным провалом. Во многом — ввиду отсутствия звезд из оригинального проекта и очень слабого сценария. Благо на культовом статусе самой «Маски» неудачное продолжение никак не сказалось.

Есть и еще один немаловажный аспект. Финансовый успех «Маски» действительно спас New Line Cinema от печального конца. Роберт Шей в тот момент понял, что в кинобизнесе иногда нужно рискнуть всем, чтобы добиться грандиозного успеха. В конце 90-х на горизонте замаячил один очень интересный проект, за который никто не хотел браться ввиду его экстремальной сложности и отсутствия всяких гарантий. Шей, у которого благодаря «Маске» были и деньги, и связи, и репутация, вновь пошел на риск. И выкупил права на одну некогда великую, но в те годы почти забытую всеми, кроме горстки фанатов, фэнтези-франшизу. А в режиссерское кресло усадил талантливого новозеландского режиссера Питера Джексона.

Но это уже совсем другая история.

Подпишись на канал 7ДнейКино в Telegram ga('send', 'event', 'Button', 'Click', '1010355-c57543621')); } })(); ]]> Подпишись на канал 7ДнейКино в ДЗЕН ga('send', 'event', 'Button', 'Click', '1010355-c58177149')); } })(); ]]>  

7дней 7дней

12:41
Использование нашего сайта означает ваше согласие на прием и передачу файлов cookies.

© 2024