Вызов принят: как работает созданная семьей астраханцев частная «скорая»
Машина с красным крестом, мчащаяся по дороге – картина, привычная для любого города. Астрахань – не исключение. Этот спецтранспорт едет в любое время суток и по любой погоде, чтобы помочь тому, кто в этом нуждается. И это – не высокопарные слова, а повседневные реалии. Но есть ли отличия в работе государственной скорой помощи и коммерческой? Последние в наших пенатах тоже имеются. Попытались разобраться, напросившись в гости в ООО «Вектор», которую более двух десятков лет назад создали астраханцы Галина и Аскар Хаирмашевы. Мама и сын. Итак, это очередная история в рамках нашей постоянной рубрики «Как это работает».
Не контактный пациент
Утренний вызов. Сложный. Пациенту – без малого 60. Психически нездоровый, состоящий на спецучете. Бригаду частной скорой помощи вызвали к нему родственники, проживающие в другом городе. А сам мужчина в силу своего заболевания не мог толком объяснить, что же его беспокоит, лишь на боли в животе жаловался. Но при этом медиков к себе не подпускал, на контакт не шел, пальпировать не давал.
Но у фельдшера Вадима Сидорова большой опыт. Общий медстаж – 11 лет. Ранее трудился в государственной службе скорой помощи. Теперь – в «Векторе». К сложным пациентам не привыкать. Сколько их было за прошедшие годы! Вот и этому удалось провести диагностику. Предварительный диагноз – аппендицит с перитонитом. Дальше – срочная госпитализация и операционный стол.
«И роды принимал 3 раза, все новорожденные — девочки. Это на муниципальной скорой. Инсульты – это часто. Был случай, что «заводили» пациента дефибриллятором. Остановка сердца. Женщина. Довезли до кардиоцентра живую. Она потом приходила, благодарила», — рассказывает Вадим Сидоров.
«Обновка» автопарка
Таким было начало одного июльского дня, когда корреспондент Astrakhanpost.ru появилась в здании «Вектора», расположенного на улице Рождественского. Первым делом директор компании Аскар Хаирмашев продемонстрировал новый спецавтомобиль, припаркованный во дворе. Оснащенный, по его словам, по всем стандартам минздрава России.
«Это машина медицинской службы, оборудованная для перевозки лежачих больных. Машина эксплуатируется каждый день. Закреплена за первой бригадой. Первая бригада – это врач, фельдшер, водитель. При необходимости поедут и два санитара», — отметил Аскар.
Вообще автопарк «Вектора» состоит из шести автомобилей. Но остальные машины были на вызовах. Так что рассматривать «внутренности» пришлось только этого представителя российского автропрома. Имеется система подачи кислорода, газовый баллон, специальные устройства для подключения, электрокардиограф, аптечка с медикаментами. Здесь можно выполнять и реанимационные действия, если во время транспортировки больному станет хуже.
Все мы люди, все мы человеки
С особой теплотой и гордостью Хаирмашев отзывался о своей команде. Медики – профессионалы. За плечами – опыт работы в государственной службе скорой помощи. Всего – 25 человек. Врачи, фельдшеры, санитары, диспетчеры. Зарплата, по словам руководителя, стабильная. Плюс – надбавки.
«Люди, которые работают на скорой помощи, они кремень. Выезжают на вызов, где порой бывают неадекватные или пьяные родственники. И не такие ситуации бывают. Квалифицированные специалисты, умеющие быстро принимать решение. Я горжусь ими», — подчеркнул глава «Вектора».
Медикам этой частной организации, судя по всему, к сложностям не привыкать. Как и в любой сфере, всегда найдется недовольный клиент. Как сами пациенты, так и их родственники. И дело не только в скандальном характере некоторых горожан. Тут есть место страху и беспокойству за близкого человека, которому понадобилась медицинская помощь. Не все умеют держать негативные чувства в узде, вот и выплескивают их порой на приехавших врачей. Поэтому конфликтные ситуации нет-нет, да случаются.
«Бывает, что пациент не удовлетворен помощью, оказанной ему за деньги. Мы каждый такой случай отдельно рассматриваем. Сначала идет внутренняя проверка. Все разговоры по вызову записываются, сохраняются. Это одно из требований законодательства. Мы его соблюдаем. Отношение к врачу, в принципе, поменялось. Раньше на ступеньку ниже бога врачи были. А сейчас треть населения вообще медиков не во что не ставит», — отметила заместитель директора ООО «Вектор» Галина Хаирмашева.
В качестве примера Галина Михайловна рассказала о проблемной ситуации, длящейся трехлетие. В октябре 2020 года их бригада приехала на вызов к одной из жительниц Астрахани. У нее был ушиб ноши. Повода для госпитализации медики не обнаружили. 20 декабря того же года, то есть, спустя два месяца женщина обратилась в больницу имени Кирова, где ей был поставлен диагноз перелома шейки бедра. Астраханка подала на частную скорую иск в суд, требуя 500 тысяч рублей компенсации. Точка в этой истории была поставлена лишь недавно. И Фемида встала на сторону представителей «Вектора».
Но и благодарностей от пациентов в компанию поступает довольно много. И постоянные клиенты тоже имеются. Впрочем, далеко не всем из них в реальности требуется медпомощь. Некоторым просто не хватает общения. К примеру, одна из астраханок преклонного возраста вызывала время от времени одного и того же врача, чтобы не только проконсультироваться по своим «болячкам», которых в силу возраста, конечно, было много, но и просто поговорить о жизни за чашкой чая.
Скептики могут кусать локти
Компания «Вектор» по оказанию услуг скорой и неотложной медицинской помощи взрослым и детям появилась в Астрахани в 2020 году, первая коммерческая скорая помощь в городе. Сначала как ИП, затем как юридическое лицо. У истоков ее создания стояла астраханка Галина Хаирмашева. Женщина признается, что в тот момент скептиков среди знакомых, пророчащих крах идее, было предостаточно. А главной проблемой, с которой она столкнулась при открытии компании, стал кадровый голод. Квалифицированных медиков остро не хватало.
«Когда открывали, на меня смотрели как на ненормальную, потому что в общем скорая помощь муниципальная – убыточное предприятие априори, субсидируется государством. На тот момент частные скорые помощи были в Москве. Я ездила тогда посмотреть, познакомиться с опытом. Было сложно, дело-то новое, но административных барьеров не было. Ну разве что с получением лицензии возникали трудности», — вспоминает Галина Хаирмашева.
Сама она – не медик, как и ее сын Аскар, помогавшей маме раскручивать семейный бизнес. На тот момент он был выпускником Астраханского государственного технического университета по специальности «товароведение».
«Двадцать лет назад мы хотели открыть собственный бизнес. В создании коммерческой скорой помощи увидели такую возможность. В Астрахани тогда это была незанятая ниша, так что конкуренции не было», — добавляет Аскар.
Ему, кстати, на старте создания семейного дела приходилось и водить машину скорой помощи, и санитаром работать. В кресло руководителя компании он пересел после того, как его родительница ушла на пенсию. Точнее, стала пенсионеркой по возрасту, но продолжила работать в фирме в качестве заместителя директора, передав бразды правления сыну.
«Такой бизнес сложный, конечно. Если начинать все с начала, я бы уже по этому пути не пошла. У меня уже есть опыт, многих проблем бы уже избежала», — говорит Галина Михайловна.
Большим подспорьем стали меры господдержки в рамках нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство». Помог астраханский фонд развития малого и среднего предпринимательства. Сначала Хаирмашевы получили грант в размере 300 тысяч рублей по линии регионального министерства экономического развития. Затем дважды брали кредиты по льготной ставке. На эти деньги, в том числе, были закуплены спецавтомобили с полным набором медоборудования. Плюс, прошли обучение в Центре поддержки малого и среднего предпринимательства «Мой бизнес».
По дорогам с ветерком
Поскольку компания коммерческая, то вызовы, понятно, платные. В 2,5 тысячи рублей входит, в частности, осмотр пациента, установление диагноза, необходимые инъекции, обследования, нужные человеку на данный момент, включая ЭКГ, кровь на сахар и т.д. При поездке за пределы Астрахани сумма увеличивается в зависимости от километража. Кроме того, бригады «Вектора» дежурят по соглашению с региональным министерством спорта во время проведения городских спортивных соревнований. Футбольных матчей, к примеру, ралли-рейдов. Мало ли кто из спортсменов может получить травму.
Впрочем, вызовов на дом в последнее время стало меньше. Платежеспособность населения, как считает Галина Хаирмашева, падает. Зато количество перевозок, наоборот, значительно возросло. Такие услуги не оказывает государственная скорая. В такси носилки не поместятся. А надобность порой бывает. Лежачего больного отвезти в на обследование или гемодиализ, забрать из больницы домой, перевезти с одного адреса на другой. За пределы Астраханской области приходилось ездить, и даже за границу. В Казахстан, к примеру. В общей сложности с 1 января 2023 года и по июль 2024 года в «Вектор» поступило 11 тысяч 600 вызовов. Это вместе с транспортировкой и дежурствами на соревнованиях.
В фирменных пенатах
Ранее компания находились в арендованном помещении. Но недавно Аскар пробрел собственное здание на улице Рождественского в Астрахани. Просторное, оснащенное всем необходимым, с новеньким ремонтом. И вот вам небольшая экскурсия.
Возле входа – стеллаж с полностью укомплектованными аптечками, чтобы бригады не тратили время на сборы при поступлении вызова. Схватил чемоданчик с препаратами и необходимым оборудованием и сразу в машину.
Далее – диспетчерский пульт, на который и поступают звонки от клиентов. В день моего посещения дежурила Татьяна Михайловна, женщина весьма опытная, с медицинским образованием. Ее задача – не только узнать жалобы и адрес пациента, но и дистанционно определить, какой вид медицинской помощи ему необходим. Поэтому и расспросы звонившего весьма подробные.
«Мы пациенту можем сразу сказать, когда приедет машина. Мы же понимаем, сколько времени займет дорога и какая очередность бригад. Диспетчер сам знает, когда первая машина освободиться и сможет поехать на новый вызов. А пациент решает, будет он ожидать или нет», — пояснил предприниматель.
Правда, по ряду обращений пациентов перенаправляют в «03». И дело не только в том, что коммерческим предприятиям, в отличии от государственных скорых, можно отбирать пациентов. Просто лицензия у «Вектора» открыта на услуги скорой неотложной помощи.
Впрочем, продолжаем экскурсию. Аптечный склад, автомобильная мастерская, в которой технически обслуживаются и ремонтируются автомобили. Если поломка значительная – ремонтом займется автосервис, с которым у компании заключен договор. Жилой блок с комнатами для медиков, где они могут отдохнуть между вызовами. Душевые, санузел, кухня, где можно разогреть пищу и спокойно покушать.
Проходим через коридор до кабинета директора. Обращаю внимание на большое количество грамот и благодарственных писем, развешанных на стене. «Это наша стена славы», — отмечает диспетчер. Одно из благодарственных писем – за помощь участникам спецоперации. Выяснилось, что Аскар помог собрать для фронтовиков медикаменты и передал их на передовую в качестве гуманитарной помощи.
Будущее закладывается в настоящем
В планах – обновление автомобильного парка, увеличение дежурств на спортивных мероприятиях, а также работа с фондом ОМС.
«Со следующего года мы предполагаем работать с фондом ОМС. Мы подали документы на регистрацию. Если получится, то мы сможем обслуживать людей не только на коммерческой основе, но и по полису. Мы хотим, чтобы нам отдали неотложную помощь, которая сейчас при поликлиниках. Точнее, при поликлиниках эта служба останется, но у нас будет альтернативная», — рассказала Галина Михайловна.
Кроме того, Хаирмашевы планируют открыть аналогичную частную скорую помощь в новых российских регионах. Пока этот вопрос в проработке. Но направление для расширения бизнеса вполне перспективное.
Вот такой получилась экскурсия в компанию «Вектор». Пусть и ненадолго, но получилось познакомиться с работой представителей скорой помощи. Труд этих медиков такой же напряженный, как и у государственной службы. Да и люди здесь такие же неравнодушные, фанаты своего дела. А из отличий – так это, пожалуй, более широкий спектр услуг. Но главное, что у самих астраханцев есть выбор: позвонить в 03 или отдать предпочтение коммерческой структуре.
Ирина Чернухина