Признание сотрудника СК безвестно отсутствующим не тождественно увольнению — КС
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 5 авг — РАПСИ, Михаил Телехов. Члены семьи признанного безвестно отсутствующим сотрудника Следственного комитета (СК) РФ не имеют права на выходное пособие в размере 20 должностных окладов за выслугу более 20 полных календарных лет. Об этом говорится в Определении Конституционного суда (КС) РФ № 1363-О/2024, которым было отказано в рассмотрении жалобы Елены Балык.
20 окладов за выслугу
Как следует из материалов дела, в сентябре 2020 года полковник юстиции Балык (супруг заявительницы), проходивший военную службу по контракту в военном следственном управлении СК РФ по Северному флоту, безвестно исчез при обстоятельствах, не связанных со служебной деятельностью. В ноябре 2020 года он был зачислен в распоряжение руководителя Военного следственного управления (ВСУ) СК РФ по Северному флоту в связи с безвестным отсутствием, длящимся более одного месяца. Решением Североморского районного суда Мурманской области, вступившим в законную силу 12 мая 2022 года, Балык признан безвестно отсутствующим, вследствие чего в мае 2022 года исключен из списков личного состава.
Заявительница обратилась в ВСУ СК РФ по Северному флоту за выплатой выходного пособия, на получение которого, как она полагала, имел право ее супруг: а именно 20 должностных окладов за выслугу более 20 полных календарных лет. Ей отказали, пояснив, что право на получение выходного пособия возникает у сотрудника СК РФ в случае увольнения со службы вследствие определенных причин, а служебные отношения с ее супругом прекратились в ином порядке, без проведения процедуры увольнения. Суды также не поддержали ее требований.
Заявительнице такая позиция показалась несправедливой, и она попыталась оспорить конституционность некоторых положений, регулирующих прохождение военной службы и службы в СК РФ.
Достижение определенности
Но КС РФ подтвердил, что правила об исключении военнослужащего, признанного безвестно отсутствующим, из списков личного состава воинской части, не предполагает соблюдения процедуры увольнения, а направлены на достижение определенности.
"Оспариваемые нормы не закрепляют оснований и условий предоставления военнослужащим и членам их семей каких бы то ни было выплат, не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявительницы, которая не относится к числу лиц, проходящих военную службу", — говорится в определении КС РФ. Также КС РФ отметил, что выплата выходного пособия уволившемуся сотруднику СК РФ не может рассматриваться как элемент системы оплаты труда, а представляет собой гарантийную выплату, которая выступает не только формой поощрения за многолетний добросовестный труд, но и является способом компенсировать последствия изменения их правового статуса.