Международный проект «Летний институт — 2024» подвел итоги
Завершился очный этап работы «Летнего института» для молодых исследователей и преподавателей. В течение двух недель 100 участников из 22 стран разработали совместные проекты по социальным наукам, нефтегазовому делу, истории, популяризации русского языка.
География «Летнего института» расширилась втрое по сравнению с прошлым годом, когда проект дебютировал. Это подчеркивает растущую международную актуальность российского образования и науки, отметил заместитель Министра науки и высшего образования РФ Дмитрий Афанасьев.
«В этом году проект существенно расширил географию участников: за новыми знаниями в Россию приехали молодые исследователи и преподаватели из 22 стран мира. Они смогли убедиться в том, что у науки нет границ, а наша страна открыта для диалога с профессионалами, готова щедро делиться достижениями российской высшей школы, создавать новые международные научно-образовательные проекты, поддерживать профессиональное становление и развитие молодых ученых и, как результат, усиливать кадровый и научный потенциал стран — участниц проекта», — подчеркнул Дмитрий Афанасьев.
Напомним, образовательная программа прошла на базе четырех российских вузов по разным направлениям. Еще 12 университетов-партнеров стали площадками стажировок, где молодые исследователи и преподаватели получили дополнительные профессиональные навыки.
Участники потока «Русский язык как язык межнационального общения» в Псковском государственном университете представили проект «Русский от Востока до Запада». Он подразумевает создание электронного научно-популярного журнала, многоязычного фразеологического словаря и образовательного портала «Мосты дружбы», где будут размещаться тексты современной национальной литературы с переводом на русский язык. Также планируется усилить кооперацию в области гуманитарных наук между молодыми преподавателями и учеными из вузов Армении, Беларуси, России, Сербии и Казахстана.
На базе Российского государственного гуманитарного университета участники прошли обучение по теме «Исторические процессы на евразийском пространстве: методология и новые подходы к изучению». По итогу команды представили пять проектов:
- «Цифровая гуманитаристика. Историк в современной информационной среде»;
- «Научно-педагогические школы российской гуманитаристики»;
- «История и современные процессы евразийской интеграции»;
- «Комплексное историческое страноведение и регионоведение Большой Евразии»;
- «Методология исследований истории международных отношений — современные подходы».
В Тюменском индустриальном университете участники «Летнего института» изучали на английском языке нефтегазовое дело, моделировали управление предприятием, обсуждали инструменты бережливого производства и отраслевые кейсы. В качестве итоговой аттестации решили практические задания по развитию отрасли.
Представители 11 стран на базе Нижегородского государственного лингвистического университета освоили социальные науки и разработали 7 научно-образовательных проектов. Например, участники из Казахстана и Кыргызстана предложили усилить академическую мобильность для обмена практиками в области современных технологий преподавания иностранных языков. Исследователи из Таджикистана рассмотрели проблемы и перспективы развития постсоветских горнодобывающих городов на примере городища Шураб. Молодые ученые из Индии вместе с коллегами из Туркменистана и Казахстана презентовали идею цифровой платформы проведения международных предметных олимпиад для школьников стран BRICS/CIS.
«Прекрасно, что данный проект проводится каждый год. Я считаю, что эту традицию не нужно нарушать. Это хороший опыт для всех начинающих специалистов», — поделилась участница из Абхазии Тания Гунда.
Обсуждение реализации проектов продолжится дистанционно. Кроме того, НГЛУ совместно с участниками «Летнего института» планируют создать мультикультурный проектный хаб для налаживания сотрудничества между аргентинскими НКО и вузами и узбекистанскими, белорусскими, армянскими, российскими университетами. В проект включатся Аргентинское Общество Достоевского, Центр интеграции и сотрудничества между Россией и Латинской Америкой, Университет Лануса и другие.
Летний институт для молодых преподавателей и исследователей реализуется по инициативе Минобрнауки России. Оператором выступает ФГАНУ «Социоцентр».