Правила управления многоквартирными домами предлагают изменить

Правила управления многоквартирными домами предлагают изменить

Существующая система управления жилфондом не отвечает потребностям жителей, участников рынка и государства. Это подтверждают данные рабочей группы, созданной при думском Комитете по строительству и ЖКХ. Одной из тем, которыми занимались ее члены, стала трансформация управления многоквартирным жилым фондом в стране. Как изменить ситуацию к лучшему, «Парламентская газета» выяснила у председателя комитета Сергея Пахомова.

- Сергей Александрович, когда зашла речь о трансформации управления многоквартирными домами? И почему?

- В декабре 2023 года прошло совместное заседание комитета и комиссии Госсовета по строительству, ЖКХ и городской среде. Вопрос, как совершенствовать систему допуска на рынок управления жилищным фондом, стал одним из самых обсуждаемых. В результате нашему комитету и Минстрою было поручено сделать сравнительный анализ действующей системы лицензирования деятельности управляющих организаций с другими.

Затем специально созданная при комитете рабочая группа больше полугода анализировала плюсы и минусы существующей системы управления МКД. В результате стало понятно, что нынешние правила перестали быть эффективными в регулировании работы УК. Это не отвечает потребностям граждан, участников рынка и государства.

- Каковы, на ваш взгляд, плюсы и минусы действующей системы управления многоквартирными домами?

- Созданная в свое время система, в том числе механизм лицензирования, дала результаты, первичный порядок по отношению к нулевым годам мы навели. Но сейчас лицензирование не является панацеей получения услуг надлежащего качества. Условия работы для добросовестных и недобросовестных компаний одинаковые, при этом первые с достаточно высоким риском инвестируют в повышение качества обслуживания.

Сергей Пахомов. © Тимур Ханов/ПГ

Кроме этого, органы Госжилнадзора трансформировались из контрольно-надзорных в административные. Необходимо пересматривать их функции. Они должны контролировать исполнение закона всеми участниками данной сферы — УК, ресурсниками, муниципалитетами, жителями и обеспечивать сохранность жилищного фонда. И только! Что, кстати, ничуть не помешает остаться институтом защиты базовых прав людей на комфортное жилье.

- Что, по вашему мнению, нужно еще предпринять, чтобы улучшить ситуацию?

- Обсуждая это, мы привлекли к сравнительному анализу экспертов из делового сообщества — Торгово-промышленной палаты, «Деловой России», «Опоры России», Совета ЖКХ, представителей самих УК. Оценивали процедуры допуска участников на рынок, систему контроля и надзора, порядок разрешения споров, стимулирование инвестиционной деятельности, ответственность управляющих организаций, роль органов власти. Обсудили все это со старшими по домам. В итоге получилось три возможных сценария: консервативный, прогрессивный и альтернативный. Есть, конечно, и четвертый — ничего не менять, но, мне кажется, он нам не очень подходит.

- Расскажите подробнее об этих сценариях.

- Консервативный сохранит лицензирование с существенным ужесточением требований и перераспределением полномочий между органами власти в сторону разгрузки Госжилнадзора от административно-бумажных функций. Прогрессивный сценарий подразумевает переход на саморегулирование в сфере управления многоквартирных домов с передачей большинства полномочий по контролю и надзору за допуском на рынок национальному объединению и региональным саморегулирующим организациям. Госконтроль тоже становится более эффективным за счет включения представителей органов власти в саморегулирующие организации.

Убежать от коммунальных долгов станет сложнее

Альтернативный сценарий предусматривает переход к институту регоператоров управления жилищным фондом. При этом основные рычаги передаются государству. Управляющие организации при этом сменяются эксплуатирующими, которые должны будут аккредитовываться у региональных операторов.

- А как предполагается перераспределить полномочия по контролю и надзору в сфере управления жилфондом?

- Сейчас контроль и надзор за деятельностью УК осуществляет Госжилнадзор. Это и рассмотрение жалоб собственников помещений жилых домов, и плановые проверки. При этом органы ГЖН чрезмерно перегружены из-за большого количества возложенных на них непрофильных полномочий и функций.

Все чаще сотрудники жилнадзора применяют меры административной ответственности в отношении руководителей управляющих компаний. В результате начальников УК меняют, а у самих компаний не формируется история нарушений и санкций. В итоге деятельность органов ГЖН носит выборочный характер и осуществляется формально. Это не позволяет обеспечить ни оперативность реагирования, ни своевременность рассмотрения ситуаций.

В модели саморегулирования ключевым фактором реализации контрольных полномочий в отношении УК является заинтересованность саморегулирующих организаций именно в профилактике нарушений со стороны своих членов. Ведь если УК причинит вред в результате своей деятельности, она будет нести финансовую ответственность. При системе саморегулирования станет возможным постоянно контролировать деятельность УК и не только оперативно реагировать на возникшие ситуации, но и предупреждать их.

Капремонту дали гарантийный срок по ГОСТу

При реализации прогрессивного сценария у органов ГЖН останется единственная функция — надзор за техническим состоянием многоквартирных домов. Контроль за деятельностью УК, за расходованием денег собственников, обеспечение непрерывности управления, урегулирование споров — все это станет полномочиями саморегулирующих организаций. Деятельность последних проконтролирует национальное объединение. А то, как оно работает, будет контролировать Минстрой.

При реализации альтернативного сценария за органами ГЖН сохранят полномочие по контролю технического состояния МКД. Ведение реестров жилых домов и эксплуатирующих организаций, обеспечение непрерывности управления, контроль расходования средств собственников станет обязанностью регионального оператора.

Такая система контроля и надзора позволит реализовать перераспределение полномочий между органами власти, освобождая органы ГЖН от непрофильных функций, однако не позволит сократить бюджетные расходы на финансирование деятельности всей системы профильных органов власти.

 

«Парламентская газета» «Парламентская газета»

08:05
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Использование нашего сайта означает ваше согласие на прием и передачу файлов cookies.

© 2025