Современный следователь должен быть и педагогом, и тонким психологом — МВД
Для раскрытия уголовных дел с цифровым элементом следователь должен обладать не только компетенциями, связанными с современными технологиями, но и оставаться тонким психологом и педагогом, рассказал РАПСИ старший следователь следственного отдела ОМВД России по Московскому району города Рязани майор юстиции Денис Ковешников.
Собеседник агентства завершил расследование дела в отношении работника сотового оператора в Рязани, который оформлял сим-карты при помощи паспортных данных граждан, которые ранее обращались в офис сотовый связи по различным вопросам. Преступление было связано с неправомерным доступом к охраняемой законом информации и модификацией автоматической биллинговой системы, считает следствие.
Добрый день. Можно ли назвать дела такой категории довольно простыми для следователя?
– Здравствуйте. Данная категория преступлений бывает достаточно сложной для формирования доказательственной базы по материалам уголовного дела ввиду необходимости получения большого объёма сведений с электронных носителей, а также сложности в установлении механизма совершенного преступления. Но работа в следственных подразделениях научила справляться с уголовными делами любой сложности.
Сложно ли расследовать такие дела? Какими компетенциями должен обладать следователь? Например, должен ли он разбираться в сетевых базах и работе специального мошеннического софта?
– Иногда приходится сталкиваться со сложностями, но заниматься расследованиями таких дел лично для меня очень интересно. Следователь – это не только юрист, занимающийся расследованием преступлений, порой и тонкий психолог, и педагог, и специалист в разных областях знаний – в зависимости от категории уголовного дела.
Следователь собирает доказательства, систематизирует их и представляет материалы уголовного дела на судебное разбирательство. Сегодня следователь – это мозг следственно-оперативной группы, направляющий и координирующий действия других сотрудников. Благодаря этой работе доказывается вина преступника или невиновность лица.
Конечно, следователь системы МВД должен обладать специальными познаниями. В этом деле не было достаточно провести следственные действия с участием представителей организаций. Следователь должен уметь использовать информационные базы и понимать работу и хранение следов мошеннического софта в целях их изъятия в качестве доказательств по уголовному делу.
Как правоохранительным органам становится известно о преступлении? По заявлению потерпевших или при выявлении фактов?
– Зачастую большинство преступлений устанавливаются следователями при производстве процессуальной проверки по заявлениям о совершенных хищениях, а также при поступлении заявлений от юридических лиц при совершении взлома информационной инфраструктуры. Конкретно в этом уголовном деле факты совершения указанной категории преступлений устанавливались, как сотрудниками службы безопасности компаний операторов сотовой связи, также и сотрудниками оперативных подразделений полиции.
Борются ли сотовые операторы с "кротами" в офисах своими силами?
– Конечно. Они ежедневно осуществляют анализ сведений о регистрации работ учётных записей сотрудников компаний, включают иные системы аналитики, в том числе системы антифрода, используют искусственный интеллект, а также в ручном режиме обрабатывают сведения, поступающие от дилеров.
Как по этому делу оценивался ущерб от преступления?
– Конкретно в этом деле – согласно сведениям, предоставленным сотрудниками компаний операторов сотовой связи. Примером может служить наличие товарных накладных и электронных чеков о проводимых операциях в ходе совершенного преступления.
Сколько, как правило, длится расследование таких дел? Насколько подобные тела объемные?
– В зависимости от количества эпизодов. Объём материалов данного уголовного дела сравнительно небольшой. Срок следствия, как правило, не превышает установленные уголовно-процессуальным законодательством сроков. © Из личного архива Д. Ковешникова
Каких доказательств в них больше? Свидетельских показаний или письменных доказательств?
– Именно в этом деле сложно разделить между собой данные доказательства, скорее в равном количестве.
Как часто сотрудники сотовых компаний привлекаются к ответственности?
– В моей практике это в первый раз.
Преступники часто признают свою вину? Большинство таких дел рассматривается в особом порядке?
– Признают довольно часто, поскольку свои проступки люди не всегда совершают осознанно. Во многих случаях о последствиях они просто не задумываются. Но когда проступок все же совершен, правильным решением будет пойти в полицию и признаться в совершенном преступлении.
В уголовном праве существует такое понятие, как деятельное раскаяние. Это осознание своей вины, которое выражается в действиях. К примеру, заглаживание конфликта в виде возмещения вреда либо другой способ уменьшения последствий, возникших в результате преступления.
Еще одним аспектом заглаживания вины является рассмотрение уголовного дела в особом порядке. Да, эта мера используется часто, так как является смягчающей наказание. Но при этом она является исключительным правом обвиняемого, поэтому особый порядок рассмотрения дела используется лишь при его согласии.