Грузинская мечта о Европе vs солидарность Абхазии и Южной Осетии с Курской областью
2024 год с политической точки зрения является судьбоносным не только для США, но и для Грузии, где 26 октября пройдут парламентские выборы. Из-за принятия «закона об иноагентах» правящую «Грузинскую мечту» на Западе и внутри самой Грузии пытаются обвинить чуть ли не в работе на Россию и отказе от евроатлантического курса. Но так ли это?
Лучше всего проверить это утверждение на примере двух недавних событий. 11 августа премьер-министр Ираклий Кобахидзе вместе с другими членами правительства принял участие в панихиде, посвящённой 17 грузинским военным, которые по версии Тбилиси погибли 11 августа 2008 года во время боя с российскими военными в деревне Шиндиси. В целом же данное событие вызывает большие сомнения с точки зрения достоверности. Тем не менее, в Шиндиси Кобахидзе заявил:
«Сегодня мы отдаём дань памяти героям Шиндиси. Наш долг никогда не забывать их героизм. Более того, этот героизм должен передаваться из поколения в поколение. Эти молодые люди проявили несокрушимый грузинский дух. Я хотел бы поблагодарить родителей этих героев, которые подарили нашей родине таких отважных сыновей. Они дали нам пример патриотизма, любви к родине и самопожертвования. Наш долг перед этими героями сделать всё возможное для укрепления независимости нашего государства — нашей родины — и сохранения мира в нашей стране».Как вы понимаете, «Грузинская мечта» считает, что мнимые или реальные участники боёв с российской армией должны быть образцом для подражания для жителей Грузии.
Буквально на следующий день, 12 августа премьер-министр Грузии принял участие в торжествах, посвящённых Дидгорской битве, состоявшейся 12 августа 1121 года. В этом сражении войско царя Давида IV Георгиевича Строителя (изначально его титул звучал как «царь Картлийский и Абхазский»), состоящее из грузин (если быть лингвистически и исторически точными, то правильнее было бы говорить картвелов, так как грузины себя называют картвели), аланов (предков осетин), кипчаков (половцев) и западноевропейских рыцарей-крестоносцев разгромило войска турок-сельджуков. Одним из последствий Дидгорской битвы стало освобождение Тбилиси и перенос туда столицы царства, ранее находившейся в Кутаиси.
И вот на торжествах, посвящённых победе в Дидгорской битве, премьер-министр Грузии выступил с речью, которая относилась не только к прошлому, но и к будущему. Указав на бессмертный пример единства, непоколебимости, воинской славы и героизма, Кобахидзе заявил:
«Эта победа во многом определила дальнейшее развитие нашей страны. Чудесная победа, одержанная 9 веков назад, относится к числу величайших военно-стратегических побед в мировой истории. Эта победа заложила прочную основу для укрепления свободы и государственности Грузии. Победа в битве при Дидгори ознаменовала начало золотого века в истории Грузии — возрождения в политической, экономической, культурной, религиозной и образовательной сферах. Именно после битвы при Дидгори Грузия окончательно утвердилась в качестве сильнейшего государства в регионе. В то же время это была значимая победа христианских ценностей, которые продолжают поддерживать грузинскую национальную идентичность и уникальную грузинскую культуру. Следовательно, битва при Дидгори сыграла решающую роль в определении европейской идентичности Грузии, которая лежит в основе нашего нынешнего стремления к интеграции в европейскую семью».То, что Дидгорская битва положила начало золотому веку в истории Грузии не подлежит сомнению. Важно то, что на торжествах в честь этого исторического события премьер-министр Грузии подтвердил курс страны на Запад в евроатлантическое сообщество. При этом судя по другой части выступления, для Кобахидзе евроатлантизм никак не противоречит защите христианских ценностей:
«На Дидгорском поле произошёл неравный бой, противник был многочисленнее нас, но справедливость была на нашей стороне, скреплённая единством государства и церкви, честью, патриотизмом, любовью к родине, преданностью стране и, разумеется, мудростью и мужеством Давида Агмашенебели (Давида IV Строителя-.П.М.). Хотелось бы напомнить слова патриарха, которые лучше всего выражают смысл сегодняшнего дня — „Дидгори ещё нужно выиграть!“ Мы всегда должны помнить, что только с достоинством и самопожертвованием во имя родины мы можем преодолеть величайшие вызовы, сохранить мир в Грузии, объединить страну, достичь основные национальные цели. Ещё раз поздравляю вас с сегодняшним праздником. Желаю нашей родине усиления, прогресса и процветания».Что остаётся после анализа этих двух выступлений, так это разница в подходах к реальной Дидгорской битве и к малодостоверному бою в Шиндиси. Несмотря на весь патриотический пафос, складывается ощущение, что победа Давида Строителя — это скорее повод для исторической ностальгии по временам могущества, в то время как бой в Шиндиси — это пример для подражания и стимул для соответствующих выводов политического характера.
Если проанализировать современную ситуацию, то никаких других выводов не удастся сделать. В конце концов, потомки турок-сельджуков — Турция и Азербайджан являются близкими партнёрами для современной Грузии. С наследниками турок-сельджуков Грузия проводит учения спецназа «Кавказский орёл» (см. Южная Осетия стала главным союзником России в Закавказье). Между Тбилиси, Баку и Анкарой существует и трёхсторонний формат сотрудничества между министерствами иностранных дел (см. Грузия между худым миром с Россией и национальной катастрофой). И это не говоря уже о влиянии Турции и Азербайджана на экономику Грузии.
При этом в самой Грузии любители поностальгировать о золотом веке в истории страны не спешат возвращать ту часть знаменитого Тао-Кларджетского княжества, которая оказалась в составе Турции. И это при том, что это княжество со временем стало Картвельским царством, а его правители стали именоваться «царями картвелов». Однако, гордясь победой в Дидгорской битве, власти и в целом грузинское общество не собираются требовать у Турции свои древние земли. Зато они продолжают скорбеть о войне с Россией 2008 года и мечтают «вернуть» в свой состав два независимых государства — Абхазию и Южную Осетию. Что же, видимо, для Грузии бороться с двумя маленькими республиками при поддержке Запада гораздо проще, чем требовать у натовской Турции древние земли картвелов.
Кстати, смеем заверить, что религиозная близость Грузии с Россией никак не мешает евроатлантическим устремлениям Тбилиси. 9 июня этого года в Брюсселе при поддержке посольства Грузии прошло мероприятие, посвящённое 10-летию создания Бельгийско-Голландской епархии Грузинской православной церкви с участием представителей грузинской диаспоры Бельгии, членов Священного Синода, директора Департамента диаспоры МИД Мухрана Гулагашвили и иных дипломатов. Интересно, что посол в Бельгии Вахтанг Махароблишвили вручил епископу Бельгийскому и Голландскому Досифею Богверадзе почётную грамоту и специальную награду от МИД Грузии. В общем, православие никак не мешает Грузии идти в ЕС и НАТО. Неудивительно, что двигаясь в этом направлении, премьер Кобахидзе укрепляет сотрудничество с премьер-министром Венгрии Виктором Орбаном, который несмотря на неприязнь леволибералов по обе стороны Атлантики не собирается покидать ЕС и НАТО.
Справедливости ради, «Грузинская мечта» с её евроатлантизмом и критикой России — это ещё не самый плохой вариант. «Единое национальное движение» (партия сторонников Михаила Саакашвили) и бывшие «националы» гораздо хуже даже на уровне риторики. Есть такой Ника Мелия, один из лидеров альянса «Ахали». 11 августа его ударили во время пресс-конференции. А за 4 дня до этого, он выступил в связи с 16-й годовщиной войны 2008 года (старающаяся снять ответственность Тбилиси за нападение на Южную Осетию и российских миротворцев, грузинская оппозиция считает началом войны 7 августа):
«Это день, когда мы должны очень чётко понять, что такое Россия и что она пыталась отобрать у грузин и Грузии, как государства, на протяжении веков. Считаю, что долг каждого из нас — осознавать свою долю ответственности в процессе укрепления государственности. Государству необходимо укрепить свою государственную базу и укрепить свой суверенитет. Для этого необходимы важные изменения, предполагающие отражение интересов народа в политике, в процессе государственного управления, а всё это не может произойти без смены властей».Как вы понимаете, таким оголтелым политикам как Мелия не нужно Тао-Кларджети. Для подобной публики важнее дорваться до власти в Тбилиси и на радость Западу и Украине попытаться открыть второй фронт против России, напав на Абхазию и Южную Осетию. Разумеется, что в отличие от «Грузинской мечты», оппозиция не просто поддерживает Украину, а фанатично держит кулаки за ВСУ. Блокируясь с узурпатором Владимиром Зеленским на антироссийской почве, оппозиционно настроенная часть населения Грузии участвует в боевых действиях на стороне ВСУ, из-за чего закавказская страна занимает одно из первых мест по числу граждан, присоединившихся к украинским формированиям. Очевидно, что при всех этих данных ждать от Грузии и её населения какого-либо осуждения действий ВСУ не приходится.
Зато Сухум и Цхинвал во время недавних событий показали себя с лучшей стороны . 9 августа Министерство иностранных дел Абхазии опубликовало заявление:
«Внимательно следим за ситуацией, которая складывается в Курской области Российской Федерации в связи с нападением вооружённых формирований Украины на приграничные населённые пункты области. К сожалению, есть погибшие и раненые. В очередной раз киевский режим при молчании своих западных кураторов показал свою бесчеловечность и жестокость, совершая удары по мирным жителям и гражданским объектам. Террористические вылазки украинских неонацистов против мирных граждан являются не только нарушением норм международного права, но и попранием общечеловеческих ценностей. Уверены, это преступление не останется безнаказанным. Выражаем соболезнования родным и близким погибших и желаем скорейшего выздоровления раненым. В этот сложный период поддерживаем жителей Курской области и весь российский народ».С аналогичным заявлением выступило и министерство иностранных дел Южной Осетии, причём оно провело параллель между войной 2008 года и нынешними действиями боевиков ВСУ:
«Обратили внимание, что данная преступная акция совершается в дни трагических августовских событий 2008 года, когда шестнадцать лет назад Саакашвили отдал приказ об атаке Южной Осетии и российских миротворцев. При этом в нападении на Курскую область самое активное участие принимает т.н. „Грузинский легион“**, сформированный из грузинских граждан, в том числе участников убийств мирного осетинского населения в 2008 году. Совершенно очевидно, что события августа 2008 года и происходящее сегодня в Курской области, не могли быть реализованы без отмашки со стороны стран „коллективного Запада“, их военно-политической поддержки режимов Саакашвили и Зеленского. Южная Осетия, которая на себе ощутила последствия грузинского национализма, прошла все испытания войной и лишениями, решительно осуждает крупномасштабную провокацию киевского режима в Курской области и в очередной раз заявляет о поддержке решения руководства Российской Федерации о проведении специальной военной операции по защите жителей Донбасса и разгрому плацдарма неонацизма, созданного у границ России усилиями Запада».Добавим также, что жители Абхазии и Южной Осетии принимают участие в боевых действиях на стороне России.
Как видим, вопреки утверждениям грузинской оппозиции и Запада, «Грузинская мечта» не может считаться пророссийской силой. Её отличие от «националов» и им подобных заключается лишь в умеренном характере её неприятия России. В целом же соратники Бидзины Иванишвили являются евроатлантистами. Подобно другим силам Грузии, они не собираются отказываться от Абхазии и Южной Осетии. Территориальная неуступчивость как самой «Мечты», так и в целом населения Грузии, значительная часть которого фанатично поддерживает ВСУ, автоматически блокирует любые попытки восстановления дипломатических отношений между Москвой и Тбилиси, так как Россия не будет предавать две страны Закавказья, которые на данный момент можно назвать союзниками в регионе.
*Террористическая организация, запрещена на территории РФ