Крест на месте бравого солдата Василия: в Будапеште реставрируют «Памятник Свободы»
Накануне Успеньева дня (15 августа) и Дня святого Иштвана (20 августа) — национального праздника Венгрии, правящий консервативный режим этой страны еще раз напомнил о «национальных ценностях». Поводом для этого послужили планы реставрации в Будапеште символического памятника города и страны — «Памятника Свободы» на горе Геллерт в венгерской столице.
Лидер фракции в венгерском парламенте правящей в коалиции с Fidesz Христианско-демократической партии (KDNP) Иштван Шимичко в своем посте в социальной сети назвал ложью и просто двойными стандартами выступления в «левой» венгерской прессе против размещения знака креста — главного христианского символа, на отреставрированном «Памятнике Свободы» на горе Геллерт.
Вид гору Геллерт. Источник: ВикипедияЛидер фракции KDNP принимает выступления в «левых» СМИ против креста, как оскорбление христиан и насмешку над «нашей верой». В этой связи Иштван Шимичко подчеркнул, что Цитадель и «Памятник Свободы» на горе Геллерт являются одними из знаковых символов Будапешта и Венгрии.
Дальше лидер фракции KDNP Шимичко в своем посте напомнил, что монумент венгерского скульптора Жигмонда Кишфалуди-Штробля (1884−1975) на горе Геллерт был воздвигнут в 1947 году в честь советских войск, изгнавших нацистов из Будапешта. Во время «венгерской революции 1956 года» статуя советского солдата, входившая в скульптурную группу, была свергнута, но восстановлена после «коммунистической реставрации». После смены режима символы, относящиеся к социалистической эпохе, были убраны, поэтому скульптурный ансамбль приобрел свой нынешний вид.
Современный вид «Статуи Свободы». Источник: ВикипедияШимичко добавил, что, к сожалению, за последние три десятилетия и Цитадель, и «Памятник Свободы» на горе Геллерт значительно обветшали, и продолжающаяся реконструкция является «погашением старого долга и устранением недостойного состояния».
Согласно визуальному оформлению реконструкции, на пьедестале «Памятника Свободы» будет обозначен крест, который, по словам Шимичко, является «главным символом нашей христианской веры».
«Эта идея настолько не понравилась некоторым кругам, что был проведен сбор подписей, чтобы помешать установке креста. Именно крест нарушает духовный мир некоторых людей, его можно увидеть на Святой Короне и, следовательно, на гербе Венгрии, и он символизирует почти двухтысячелетнее религиозное наследие Европы», — написал Шимичко.Дальше Шимичко подчеркнул, что Венгрия и венгерский народ на каждых выборах за последние 14 лет ясно давали понять, что они «не просят поддержки левых и Сороса, который их финансируют». Венгры верят в Европу сильных, суверенных национальных государств, основанных на христианской культуре, и подчеркивают эту приверженность, используя один из самых древних символов страны, подчеркнул лидер фракции KDNP.
По словам Иштвана Шимичко, крест на монументе Свободы на горе Геллерт «будет символизировать не только наше 1000-летнее прошлое, но и веру венгерского народа в будущее; он займет достойное место, поскольку все это проистекает из истории, культуры и духа Венгрии».
* * *
Высота центральной статуи «Памятника Свободы» — женской фигуры составляет 14 метров, которая вместе со своим пьедесталом возвышается на высоту 40 метров над 235-метровой горой Геллерт. Монумент буквально парит над венгерской столицей.
«Монумент Освобождения». Первоначальный вид. Источник: ВикипедияКак видим, правящая в Венгрии правоцентристская коалиция намерена придать новый идентичностный аспект старому монументу, первоначально выполненному для зримого воплощения советской идеологии «освобождения» народов Европы от нацизма.
«Монумент Освобождения», так первоначально он назывался, был установлен во вторую годовщину «Дня освобождения Венгрии» 4 апреля 1947 года.
В сентябре 1945 года Национальное собрание Венгрии — тогда еще королевства, подписало закон об установке памятника для увековечения памяти советских солдат, павших при освобождении столицы Венгрии — Будапешта.
Первоначально эти работы контролировались Министерством обороны Венгрии, а затем Министерством строительства и общественных работ. Однако их лично курировал маршал Ворошилов (1881−1969) — в 1945—1947 годах председатель Союзной контрольной комиссии в Венгрии. Именно Клим Ефремович Ворошилов лично определил создателем «Монумента Освобождения» венгерского скульптора Жигмонда Кишфалуди-Штробля. Стоимость знакового памятника, построенного очень быстрыми темпами, была оплачена венгерским государством.
Место возведения «Монумента Освобождения» — гору Геллерт конкретно определили советские сотрудники Союзной контрольной комиссии. Из-за советских пожеланий размер монумента был увеличен с 8−10 до почти 40 метров. Венгерские власти изначально предлагали парк Хорват для установки монумента в венгерской столице. Маршал Ворошилов же настоял на горе Геллерт, невольно придав памятнику определенные смыслы. Ведь «Монумент Освобождения» поставили перед Цитаделью, построенной австрийцами после подавления революции 1848−1849 годов в Венгрии. Австрийские пушки этой Цитадели были направлены на потенциально мятежные расположенные внизу венгерские Буду и Пешт. В итоге «Монумент Освобождения» зримо победил символ немецкого (австрийского) контроля над венгерской столицей, встав перед Цитаделью и закрыв ее собой с главного вида.
Заметим, что из-за советских влияний «Монумент Освобождения» был выполнен Жигмондом Кишфалуди-Штроблем в разной стилилистике, что, заметим, и предопределило судьбу памятника в 1956 году и 1991 году.
Для центральной фигуры «Монумента Освобождения» Кишфалуди—Штроблю позировала молодая женщина — крестьянка из деревни Висак области Ваш Эржебет Гаал (1917−1989). Популярная легенда гласит, что центральная статуя Свободы изначально была построена как памятник старшему сыну регента Венгрии Миклоша Хорти — Иштвану Хорти, погибшему в авиакатастрофе на Восточном фронте. Но это только легенда. Сам скульптор был осведомлен о ней и протестовал, оспаривая ее.
Центральная фигура «Монумента Освобождения». Источник: ВикипедияКак бы там ни было, но центральная женская фигура «Монумента Освобождения» и боковые статуи — слева — «факелоносца» и справа — «победителя змея» отвечают духу европейской революционной романтики или шире — устремленности к прогрессу и веры в него. Эти статуи монумента являются репликой античных классических смыслов — поднятая в высоту пальмовая ветвь — символ победы и мира и устремленный людям Прометеев огонь.
Левая фигура «Монумента Освобождения». Источник: ВикипедияПри этом правая статуя является и репликой христианской легенды, популярной в народах, о победе святого Георгия над змеем — символом дьявола.
Правая фигура «Монумента Освобождения». Источник: ВикипедияОднако дальше — 6-метровая бронзовая скульптура советского воина с автоматом ППШ-41 на груди и знаменем в руках была выполнена в стилистике сталинского послевоенного победного ампира, что зримо и очевидно противоречило остальной «романтической» скульптурной части монумента.
Что характерно, статуя советского солдата была свергнута и разбита мятежной толпой в октябрьские дни 1956 года. Эту же участь тогда ждала и центральную женскую фигуру памятника. Однако группе студентов, состоявших в некоем «Революционном батальоне охраны правопорядка» тогда удалось уговорить толпу не трогать остальные части «Монумента Освобождения». Два года спустя статуя советского солдата в группе «Монумента Освобождения» была восстановлена венгерскими властями по сохраненным формам.
Аналогичным образом после 1989 года «общественная» инициатива по сносу «Монумента Освобождения» встретила значительное противодействие со стороны населения Будапешта, поскольку излучающий спокойствие монумент и его облик давно уже стали символом венгерской столицы. Скульптурную группу сохранили через придание ей нового содержания и новых смыслов.
В 1993 году была завершена реконструкция памятника на горе Геллерт. «Монумент Освобождения» стал просто «Статуей Свободы» (венг. Szabadság-szobor).
С постамента скульптурной группы «Статуи Свободы» были удалены надписи на русском языке, надпись, выражающая благодарность Советской Армии на венгерском языке. Первоначальная надпись на постаменте гласила: «В память о советских героях-освободителях от благодарного венгерского народа. 1945». Эту надпись на монументе заменили другой: «В память всех тех, кто пожертвовал свои жизни ради независимости, свободы и процветания Венгрии».
Тогда же, в 1992 году, 15-метровую статую советского солдата удалили из группы на горе Гелелрт и перенесли в парк «Мементо» — общее место сбора монументального искусства социалистического периода в Венгрии.
Статуя советского солдата «Монумента освобождения» в парке «Мементо», Будапешт. Источник: ВикипедияВ 2018 году об этой истории в Будапеште поведал телеканал «Культура» в своем документальном фильме «Русский Василий».
В 1946 году для этой скульптуры советского солдата моделью скульптору послужил участник штурма Будапешта гвардии старший лейтенант Василий Михайлович Головцов (1919−1991). Сам Головцов впоследствии рассказывал такое: «Однажды меня вызвал командир роты. Он объяснил мне, что я должен послужить моделью для будущей статуи советского воина. Мастерская скульптора временно будет местом моей службы. Вот и все!».
Кишфалуди-Штробль в свою очередь вспоминал о своей «модели»: «Он был бравый парень. Настоящий солдат. Ведь это нелегко — стоять часами в одной и той же позе. Да еще в такой. Он стоял твердо. Весь ладный, подтянутый, только молчаливый. Стеснялся. Россию отстоял, Европу освободил, а о себе слова не сказал. Он и в моей мастерской не позировал, а службу нес — „есть“, „слушаюсь“».
Мемориальная доска Головцову на проходной Тейковского ХБК. Источник: ВикипедияКак видим, сейчас эта история «Русского Василия» продолжается. Спустя 32 года после удаления из монумента на горе Геллерт статуи советского солдата оставшееся после нее свободное пространство на постаменте центральной фигуры собираются заполнить христианским символом — знаком Креста.