Андрей Никитин рассказал о том, чьей фигуры могло не быть на памятнике «Тысячелетие России»
Губернатор Новгородской области Андрей Никитин в рубрике «Новгородика» продолжает знакомить подписчиков своего телеграм-канала с историческими деятелями, изображёнными на памятнике «Тысячелетие России».
Сегодня он рассказал о том, чьей фигуры могло на памятнике не оказаться:
«Первоначально скульптор Микешин предложил не размещать его на памятнике «Тысячелетие России» в угоду либеральной общественности. Но правящий государь возмущённо спросил: «А батюшка где?» После чего фигура императора Николая I была установлена на горельефе «Государственные люди».
Николая Павловича не готовили к трону, себя он видел на военном поприще в генеральском чине. Когда Александр I назначил его наследником престола, Николай написал: «разверзается под ногами пропасть, в которую непреодолимая сила ввергает…, не давая отступить или воротиться».
На коронацию Николая I в 1826 году была приглашена новгородская делегация. Вернувшись из Москвы, городской глава писал, что делегация «удостоилась получать изустный государя отзыв, что его величество новгородцев любит, и любить будет».
В этом же году император прибыл в Новгород. Вместе с супругой они высадились на Торговой стороне и тут же отправились в Софийский собор, чтобы приложиться к мощам новгородских угодников. На следующий день государь принимал представителей города разных сословий, на встрече он отметил, что в ближайшее время в Новгороде появятся новые казарменные корпуса, в городе будет больше военных, что повлечёт за собой развитие промышленности и торговли.
Следующий визит императора состоялся в 1831 году и связан был с подавлением бунта военных поселян в Старой Руссе. Император прибыл для того, чтобы лично организовать следствие по делу восставших. В общей сложности к наказанию за «холерный бунт» было привлечено более 2,5 тысяч человек.
К счастью для императора, протестные настроения до самого Новгорода не дотянулись. По возвращении в Санкт-Петербург император написал письмо новгородскому губернатору, где подчеркнул, что все сословия губернии «среди беспорядков, возникших в той же губернии со стороны военных поселян, <…> явили себя истинными россиянами, достойными сынами отечества». Кроме того, император поделился счастливой новостью о том, что после возвращения его из Новгорода «любезнейшая супруга <…> благополучно разрешилась великим князем, наречённым Николаем». Письмо это сейчас хранится в новгородском архиве».
Ранее в рубрике «Новгородика» Андрей Никитин рассказал о «русском Байроне» — Михаиле Юрьевиче Лермонтове.
← В реке Ловать в Старорусском районе утонул рыбак