Ученый, желающий победить смерть пересадкой мозга, получил крупное финансирование
Администрация Джо Байдена сформировала ARPA-H в 2022 году в целях разработок «дерзких, срочных инноваций» как раз с таким потенциалом. Пересадка тканей мозга, возможно, могла бы помочь жертвам аварий, потерявшим часть важных функций. Но Жана Эбера, биолога из Медицинской школы Альберта Эйнштейна, больше интересует полная замена мозга и других органов как единственная доступная нам мера по продлению жизни в старости, пишет Technology Reveiw.
«Если ИИ — это мозг робота, то RPA — его руки». Что умеют программные роботыИдеи Эбера пользуются благосклонностью грантодателей, поскольку всем известна эффективность пересадки печени или замена изношенного сустава на титановый, вживление искусственной роговицы или сердечного клапана. Сложнее всего с мозгом. Даже если с возрастом он приходит в негодность, менять его на чужой никому не хочется — ведь, по общему мнению, это и есть «я».
Тут-то программа APRA-H и должна помочь, поскольку предлагает изучить возможности постепенной замены участков мозга на более молодые ткани, выращенные в лаборатории. Процесс должен проходить достаточно медленно, чтобы мозг успевал адаптироваться и перенести воспоминания и прочие функции на новые ткани.Идея кажется чересчур невероятной и опасной, поскольку явно потребует серьезного хирургического вмешательства, и тем не менее правительство США выделило на нее $110 млн. Эти деньги пойдут на эксперименты на обезьянах и других животных. Эбер уже приступил к первым опытам на мышах, удаляя небольшие участки мозга и впрыскивая им кашицу из эмбриональных клеток. Это покажет, в состоянии ли молодые клетки выжить и взять на себя важные функции.
58-летний Эбер стал статусной фигурой среди имморталистов, ищущих практических путей достижения бессмертия. Во-первых, он имеет ученую степень, во-вторых, предлагает нечто конкретное. По его словам, фармацевтика никогда не добьется серьезных результатов в продлении жизни. Время воздействует на все органы, даже на эластин, молекулярный клей, удерживающий наши органы вместе. Так что даже если клеточная терапия сможет омолодить ДНК внутри клеток — эту услугу уже предлагает ряд западных биотех-компаний — по мнению Эбера, желаемого эффекта не будет.
Сам он занимается прежде всего проблемой старения неокортекса, или новой коры головного мозга, вероятно, самой важной частью личности, хранящей наши воспоминания, суждения и чувства. Но даже его можно мало-помалу заменить «без потери информации, вытравленной в нем». Эксперименты доказывают, что это возможно.
Привлекательность идей Эбера подкрепляет и то, что омоложение путем трансплантации органов не нуждается в понимании процессов старения.Извлекать молодые и здоровые клетки для трансплантации старикам можно, по мнению Эбера, из человеческих плодов (так в медицине называют развивающиеся в утробе матери организмы с девятой недели развития). Если у плода еще «нет нейронов, нет сознания, нет личности», это вполне этично, считает ученый.