По заветам Невского: что ждет иностранных наемников в России
На территории Курской области в составе ВСУ воюют иностранные наемники — как минимум из Польши и Франции. Об этом РИА Новости 19 августа сообщила местная жительница: по ее словам, она услышала иностранную речь, когда мимо ее дома проходил вооруженный отряд. Ранее о наличии в рядах противника «иностранных специалистов» заявлял глава Следственного комитета России Александр Бастрыкин. «Парламентская газета» разбиралась, какая ответственность для наемников установлена в стране сегодня.
Что говорит Уголовный кодексВ России ответственность за наемничество регламентирована Уголовным кодексом, а конкретно — 359-й статьей, которая так и называется: «Наемничество». Там же содержится и определение, кого, собственно, следует считать наемником:
«Наемником признается лицо, действующее в целях получения материального вознаграждения и не являющееся гражданином государства, участвующего в вооруженном конфликте или военных действиях, не проживающее постоянно на его территории, а также не являющееся лицом, направленным для исполнения официальных обязанностей», — говорится в кодексе.
При этом статья разделена на две части в зависимости от того, кто именно попадает под ответственность. Так, участие самого наемника в вооруженном конфликте или военных действиях наказывается лишением свободы на срок от семи до пятнадцати лет. Но с оговоркой: если речь идет о россиянине, воюющем против России, то статья меняется на 208-ю — «Организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем, а равно участие в вооруженном конфликте или военных действиях в целях, противоречащих интересам Российской Федерации», а наказание возрастает: от двенадцати до двадцати лет тюрьмы.
Если же на скамью подсудимых попал человек, который, возможно, сам наемником не является, но при этом обеспечивал «вербовку, финансирование или иное материальное обеспечение», то ему будет грозить лишение свободы на срок от двенадцати до восемнадцати лет. А если все эти действия совершались в отношении несовершеннолетних или были сопряжены с использованием служебного положения — то от пятнадцати до двадцати.
«Не нужно уподобляться»Точное количество иностранцев, воюющих на стороне вооруженных сил Украины, установить — особенно на данном этапе боевых действий — удастся вряд ли. Но работа такая ведется. Весной этого года в интервью ТАСС председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин заявил, что в ведомстве открыты уголовные дела в отношении 593 иностранцев из 46 государств.
«Большинство установленных нами лиц, участвующих в боевых действиях в качестве наемников, — граждане США, Грузии, Великобритании, Канады, Израиля, Германии, Литвы и Латвии», — уточнил Бастрыкин.
Вопрос ответственности для иностранных наемников, открыто или тайно воюющих против России, за время конфликта с Украиной поднимался не раз. Однако, как сообщил «Парламентской газете» первый заместитель председателя Комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Константин Затулин, делать это не стоит.
© Илья Питалев / РИА Новости
«Самое жестокое наказание должно ждать иностранных наемников на поле боя, — подчеркнул Затулин в разговоре с «Парламентской газетой». — Что касается, например, отмены моратория на смертную казнь (такие предложения звучали ранее. — Прим. ред.), то, на мой взгляд, имеет смысл его отмена для террористов — неважно, иностранцы они, граждане России или Украины».
По словам Константина Затулина, отмена моратория для наемников или введение для войск директивы не брать их в плен могут сыграть против самой России.
«Это будет нарушением признанных законов войны, а выглядеть в глазах мировой общественности монстрами или уподобляться тем самым нашим противникам нам определенно не стоит, — констатировал парламентарий. — Потому что тогда может быть поколеблена сама вера в наше, безусловно, справедливое дело».
Статус комбатанта не предусмотренЧто касается обращения с иностранными наемниками непосредственно на поле боя, то здесь, говорят специалисты, никаких общеустановленных правил нет.
«Наемник не имеет статуса комбатанта, — подчеркнул в разговоре с «Парламентской газетой» военный эксперт Игорь Коротченко. — Это военный преступник, на которого не распространяется действие никаких конвенций и соглашений».
Другое дело, что, по словам Игоря Коротченко, иностранные наемники на территории Украины на передовой практически не оказываются: в основном они выполняют либо разведывательные миссии, либо занимаются обучением солдат и обслуживанием военной техники.
«Сейчас, на мой взгляд, возникла другая проблема: под видом и легендой наемников на территорию Курской области могут заходить кадровые офицеры НАТО, — отметил эксперт. — Для обслуживания сложной техники: настройки и программирования крылатых ракет, обслуживания истребителей F-16 и так далее».
Идею ужесточить Уголовный кодекс специально под иностранных наемников эксперт также не поддержал: по его словам, самый эффективный способ «наказания» — уничтожение непосредственно на поле боя.
А как у них?В 1989 году Генеральная ассамблея ООН разработала и приняла Международную конвенцию о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников. В 2001 году конвенция вступила в силу, но глобального характера не приобрела. В ней участвуют всего 37 государств. Причем некоторые страны, вначале подписавшие конвенцию, позже к ней охладели и ратифицировать не стали — к ним относятся, например, Германия, Польша и целый ряд стран Африки.
- В США наказания за наемничество нет вовсе. Частично за это отвечает принятый еще в 1794 году закон о запрете «военных экспедиций» против стран, с которыми Штаты находятся в состоянии мира, а также закон, запрещающий государству нанимать ЧВК;
- Уголовный кодекс Украины предусматривает наказание за участие наемников в вооруженном конфликте, военных или насильственных действиях от пяти до десяти лет тюрьмы;
- Новая Зеландия использует текст конвенции ООН, только слегка отредактированный. По местным законам за наемничество полагается до 14 лет тюрьмы;
- Во Франции к наемникам относятся щадяще. Максимальное наказание — до пяти лет тюрьмы и штраф в размере 75 тысяч евро;
- В Южной Корее наемника могут судить по целому комплексу уголовных статей: от собственно наемничества до незаконного использования оружия и взрывчатых веществ. Максимальное наказание по совокупности факторов — смертная казнь.