Белоруссия в ООН намерена поставить вопрос о блокировании для нее доступа к морю
Генеральный секретарь ООН направил на имя президента Белоруссии Александра Лукашенко приглашение на участие белорусской делегации в 3-й Конференции ООН для развивающихся стран, не имеющих выхода к морю. Об этом сегодня, 20 августа, заявил пресс-секретарь белорусского МИДа Анатолий Глаз.
«Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш направил соответствующие приглашения на имя главы нашего государства. И в своем ответном послании президент Белоруссии подтвердил наш интерес. Связан он с тем, что как Беларусь, так и другие страны, не имеющие выхода к морю, сталкиваются с одинаковыми вызовами. Все мы весьма уязвимы к действиям своих соседей — приморских государств. А Белоруссия еще и в полной мере на себе ощущает последствия незаконных действий ряда стран, которые ограничивают предусмотренное Конвенцией ООН право нашей страны на выход к морю и транзит. Поэтому, конечно, мы планируем принять непосредственное участие в этой конференции на уровне руководства МИД», — сказал он.По его словам, на форуме Белоруссия намерена жестко поставить вопрос о принуждении ряда государств к исполнению ими своих международных обязательств в рамках действующих правовых документов.
«Белоруссия в полной мере на себе ощущает последствия незаконных действий ряда стран, которые ограничивают предусмотренное Конвенцией ООН право нашей страны на выход к морю и транзит. Мы намерены жестко поставить вопрос о принуждении известных государств к исполнению ими своих международных обязательств в рамках действующих правовых документов», — отметил пресс-секретарь.Он также заявил, что настало время на достойном уровне рельефно обозначить проблемы, с которыми сталкивается Белоруссия в реализации своих законных прав.
«Мы, может, ранее не уделяли должного внимания этой теме, но сейчас сложилась уже вопиющая ситуация. Например, страны Балтии намеренно ограничивают доступ нашего государства к морю, к осуществлению торговых, экономических, гуманитарных контактов с внешним миром. Эти страны с правовой точки зрения откровенно злоупотребляют своим географическим положением», — заявил Глаз.Представитель белорусского МИДа также напомнил, что Литвой, Латвией и Эстонией введен запрет на экспорт белорусских калийных удобрений. Хотя есть и возможности, и порты, где есть терминалы, которыми владеет и белорусская сторона.
«Например, Белкалий владеет 30% терминала в порту Клайпеда. В итоге из-за роста цен и ограниченности предложения удобрений на международных рынках страдают третьи страны, и так испытывающие проблемы с поставками продовольствия», — отметил пресс-секретарь.Кроме того, в целом сужается транзит товаров через территории прибалтийских стран и Польши. Они несут колоссальные убытки от отсутствия необходимых товаров.
«Например, ежегодные прямые потери литовской экономики от разрыва связей с Белоруссией оцениваются в сумму порядка $ 1 млрд. Среди наиболее значимых последствий: катастрофический удар по транзитной отрасли Литвы, работе Клайпедского порта и Литовских железных дорог, потери которых оцениваются в $ 100 млн в год. Латвийские порты также в критическом состоянии. Но возможности-то есть, чтобы избежать такой ситуации!» — заявил представитель белорусского МИДа.Кроме того, Глаз обратил внимание на аспект контактов между гражданами, которые также пользуются морской инфраструктурой, и не только.
«Наши соседи закрывают пункты пропуска, вводя все больше ограничений. Достаточно вспомнить, что с июня 2024 года литовские таможенники конфисковывают у граждан Белоруссии , Литвы и третьих стран, включая детей, продукты питания, лекарства и другие товары для личного пользования при въезде в Литву или транзите через литовскую территорию. К провозу разрешены только 0,5 литра питьевой воды и только в открытой упаковке! Издевательства над гражданами на границе продолжаются и по сей день. По инициативе этих стран закрыты почти все пограничные переходы на границе с Белоруссией, что вынуждает людей простаивать в длиннейших очередях. Грузоперевозки практически остановлены. Сотни большегрузов, в том числе доставляющих гуманитарный груз, не могут доставить его в срок. Сокращаются рейсовые маршруты для перевозки людей», — подчеркнул официальный представитель МИД Белоруссии.В этой связи он напомнил, что на конец 2023 года с Литвой было 45 маршрутов, перевезено около 450 тыс. человек, на август 2024 года осталось 40 маршрутов, из которых до конца года Литва планирует оставить лишь 29. То есть к концу 2024 года сократится количество маршрутов на 35%, пострадает около 150 тыс. человек.
«Все эти политические козни противоречат Уставу ООН, прямо нарушают положения Конвенции ООН по морскому праву, Международного пакта о гражданских и политических правах, Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации и других правозащитных документов. Наши соседи экстерриториально нарушают права белорусских граждан, в том числе ограничивая их право на передвижение. За их действиями стоят политические цели, экономический диктат, выторговывание себе от нас неких преференций, что недопустимо», — считает белорусский дипломат.Он также добавил, что на предстоящей конференции ООН необходимо всем вместе дать оценку и посмотреть, какие инструменты можно задействовать в этом контексте.
«Да и многие участники этого предстоящего серьезного мероприятия смогут на конкретных примерах увидеть, какой беспредел творит руководство указанных мною стран. Стоит два раза подумать, нужно ли в принципе иметь дело с такими недобропорядочными и конъюнктурными партнерами. Конечно, мы также используем возможность участия в этой конференции для обмена опытом и проведения ряда двусторонних встреч, прежде всего с представителями стран Глобального Юга», — резюмировал Глаз.Напомним, Конвенция ООН по морскому праву 1982 года устанавливает определенные права для государств, не имеющих выхода к морю, то есть государств, которые не имеют морского побережья. Такие страны имеют право на доступ к морю и от него в целях осуществления прав, предусмотренных в Конвенции, в том числе прав, относящихся к свободе открытого моря и общему наследию человечества. С этой целью они пользуются свободой транзита через территории государств транзита всеми транспортными средствами. При этом транзитное движение не подлежит обложению никакими таможенными пошлинами и налогами или другими сборами, за исключением сборов, взимаемых за конкретные услуги, оказываемые в связи с таким движением. Первая международная конференция ООН по странам, не имеющим выхода к морю, состоялась в Алматы в августе 2003 года. Вторая прошла в Вене в ноябре 2014 года. Третью международную конференцию планируется провести в Габороне (Ботсвана) 10—13 декабря 2024 года. Ее цель - проведение оценки осуществления Венской программы действий, а также разработка и принятие нового стратегического документа для соответствующей категории стран.