Вокруг России переписывают учебники по истории
Называть итоги русско-персидской войны (1826–1828) аннексией – вопиющая историческая безграмотность. Гюлистанский и Туркманчайский мирные договоры создали основу для восстановления армянской государственности, которой не было с XII века. Нынешним статусом государства Армения тоже обязана России.
Согласно Туркманчайскому договору, к Российской империи были присоединены земли Эриванского и Нахичеванского ханств (ранее территории Восточной Армении и нынешнего Азербайджана были переданы Персией по условиям Гюлистанского мира. – Прим. τ). Адрианопольский договор, завершивший русско-турецкую войну (1828–1829), окончательно закрепил Закавказье за Россией.
Поэтому речь вовсе не об истории, а о пропаганде, которая повторяет то, что ранее наблюдалось и на других постсоветских территориях: на Украине, в Прибалтике, Грузии.
С чужих словРуководителем редакционной коллегии учебника является Ваграм Согомонян. Его фонд «Школа участия» сотрудничает с DVV International, которая на деньги правительства Германии, Фонда Сороса и ряда европейских фондов занимается «образованием для взрослых» по всему миру.
Главу об «аннексии» написал скандально известный армянский историк Смбат Ованнисян, которого рьяно критиковали в Армении за псевдоисторические формулировки. Например, несколько лет назад он написал главу о Аварайрской битве между персами и армянами для другого учебника, пересмотрев при этом на положительный лад личность перешедшего на сторону персов князя Васака Сюни. Армянское общество было не в восторге и от появления на страницах учебника карты Азербайджана времён правления Тиграна Великого. Свои «ошибки» Ованнисян попытался объяснить неким новым осмыслением исторических фактов.
Власти Армении были вынуждены пойти на попятную, посчитав, что общество не готово к слишком резко звучащей формулировке про «аннексию»: ещё сравнительно недавно, 2018 году, в Ереване праздновали 190-летие окончания русско-персидской войны.
«Подписание Туркманчайского договора стало серьёзным этапом на пути восстановления независимости Армении», – заявил тогда в своём выступлении на международной конференции «Туркманчайский мир – 190 лет: история и современность» в Ереване вице-спикер парламента республики Эдуард Шармазанов, подчеркнув, что переход Эриванского и Нахичеванского ханств под управление Российской империи дал импульс развитию армянской культуры.
Это было за месяц до прихода к власти команды Никола Пашиняна, тесно связанной со структурами Сороса.
Тенденция прослеживается на всём постсоветском пространствеПоявление учебников, подобных армянскому, ранее были замечены в Казахстане, Киргизии и Таджикистане, которые также являются союзниками России по ОДКБ и ЕАЭС.
Весной этого года в Таджикистане разразился скандал вокруг учебника по истории, который рассказывал школьникам о «российской оккупации» и «антиколониальной борьбе». Последняя иллюстрировалась «героическим» восстанием 2016 года, в ходе которого подстрекаемые западными эмиссарами туркестанские крестьяне массово убивали русских переселенцев, включая женщин и детей. Аналогичные оценки можно найти в учебниках Киргизии и в Казахстана.
Кроме того, в Средней Азии идёт активная реабилитация якобы «жертв советского террора», под которыми подразумевают басмачей и бойцов воевавшего за Гитлера «Туркестанского легиона».
Все эти исторические искажения, естественно, активно поддерживаются извне. В частности, «закон об окончательной реабилитации жертв репрессий» в Киргизии был подготовлен Фондом «Сорос-Кыргызстан» и партнёрством USAID «Открытое правительство». При этом в Таджикистане учебники, написанные под руководством западных НКО, выпущены для русских школ.