И снова третье сентября: что на самом деле случилось у Шуфутинского?
Как так вышло, что хит Михаила Шуфутинского через 31 год после того, как был написан, превратил третье сентября в национальный праздник.
На Новый год принято готовить оливье и селедку под шубой, в майские праздники — жарить шашлыки, на Пасху — дарить друг другу куличи. А тут вдруг — новый праздник, который стали называть «Шуфутинов день». И чем теперь украсить праздничный стол? Судя по всему, компотом или вареньем из рябины, воспетой в сентябрьском хите.
Речь идет о песне «Третье сентября», которую в 1993 году исполнил Михаил Шуфутинский, — она была написана Игорем Крутым и Игорем Николаевым. И он мог бы десятилетиями просто включать ее в концертную программу, пока американский рэпер Рик Росс не опубликовал в своей социальной сети фотографию, которую сопроводил строками из шлягера «Третье сентября».
Многие пользователи заметили, что на этом снимке Росс напоминает Шуфутинского: у них похожие бороды, комплекция и черты лица. Картинка быстро разошлась в российской части интернета, породив целую череду мемов и фотоколлажей. После этого песню Шуфутинского начали перепевать отечественные и западные артисты. А в позапрошлом году он исполнил ее в коллаборации с Егором Кридом.
«Песня удалась, я ее полюбил с первого взгляда, как говорится», — говорит Михаил Шуфутинский. Музыкант рассказывал, что знакомые даже дарили ему календари, где дата 3 сентября обведена в красный кружок, как народный праздник.
«Когда мне предложили записать эту песню, я никогда не задумывался над тем, почему согласился. Просто она мне очень понравилась, и я решил над ней поработать, — говорит Михаил Шуфутинский. — Для нас, исполнителей, это вполне понятная и простая вещь. Это вы во всем видите мистику. Меня до сих пор многие спрашивают: «А что же произошло третьего сентября?»
А произошло, например, вот что. Именно в этот день, третьего сентября, родился старший внук артиста, Дима. Но случилось это в 1996 году. К тому моменту знаменитый дедушка уже три года распевал хит, озаглавленный датой его рождения.
Песня жила своей жизнью. «Я ее играл и пел на концертах, — вспоминает Шуфутинский. — Но для средств массовой информации, телевидения и радио я редко являюсь форматом, правильным исполнителем. Они эту песню не крутили, потому что они ее просто не знали. Поэтому «Третье сентября» долго исполнялось лишь на концертах. А в широкой ротации ее не было».
Над песней «Третье сентября» почему-то многие смеются — видимо, такова участь любого мема. А кто-то, напротив, изучает историю хита и идет в парк за рябиной. Как бы то ни было, судьба главной сентябрьской композиции очевидна, хотел бы того или нет Михаил Шуфутинский. Спасибо ему и авторам песни за то, что они сделали нам подарок: очередной праздник, пусть и не официальный выходной день. Да и это ли главное?