Депутат Горелкин: Задержание Дурова поможет Telegram вырасти
Основатель популярных в России и странах Азии цифровых проектов Павел Дуров является неудобной фигурой для западного мира, в первую очередь для США. Россия готова защитить своего гражданина, но прогнозировать дальнейший ход дела сейчас трудно. При этом главное детище Дурова — мессенджер Telegram — имеет шансы стать популярнее, особенно на Западе. Об этом в интервью «Парламентской газете» сказал заместитель председателя Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Горелкин.
- Антон Вадимович, что на самом деле стоит за задержанием Павла Дурова?
- Запрещенный контент есть на всех больших платформах, поэтому обвинения в адрес Дурова выглядят довольно натянутыми. Очевидно, что решение об аресте политически мотивированно, как и то, что за этим стоят американцы, поскольку французские элиты и руководство этой с раны сегодня абсолютно не субъектное, не самостоятельное. По моей информации, Дурова хотели арестовать еще в 2021 году, чтобы экстрадировать его в США, тогда ему помогло получение гражданства ОАЭ, которые не выдают своих граждан. Американское правосудие тогда предъявляло ему обвинения чуть ли не в хищении средств американских инвесторов на криптовалютной платформе. После этого Дуров какое-то время никуда не ездил, но сейчас видимо расслабился, и в итоге после вояжа по странам СНГ его арестовали во Франции.
Очевидно, еще раз подчеркну, что это политическая история. Платформа Telegram раздражает своим абсолютно не мейнстримовым подходом к информационному потоку. Они стараются соблюдать нейтралитет и предоставляют эксклюзивную по нынешним временам услугу — нейтральность. Они дают трибуну, площадку всем заинтересованным сторонам. Сегодня, когда мы находимся в глобальном информационном конфликте, который базируется на идеологии, очень сложно сохранять нейтральность. Но у Дурова это получилось, и он, по сути, предоставлял жителям разных стран эту эксклюзивную информационную услугу, что многих раздражало.
- Какой вам видится дальнейшая судьба проектов Дурова, в первую очередь Telegram?
- Понятно, что случившееся — это попытка давления на платформу, но у меня есть четкое убеждение, что команда Telegram не будет деморализована и платформа продолжит работу. Более того, извлечется из этого и позитивные моменты. Прежде всего, говорю об эффекте Стрейзанд, поскольку десятки миллионов граждан Западных стран теперь узнают, что такое Telegram. Не секрет, что на Западе бытовало мнение о мессенджере как о маргинальной платформе, где много запрещенного контента. Но если она такая маргинальная, то почему тогда об аресте Дурова сообщают все международные медиа? Это же международная новость номер один сегодня! Если бы платформа была маргинализирована, вряд ли бы был такой информационный ажиотаж. Поэтому те, кто даже не знали про Telegram, а таких людей на Западе много, теперь о нем узнают. Я думаю, это то, о чем Дуров давно мечтал. Вполне возможно, что после этого кейса он будет популярен, если его команда не деморализуется, а извлечет правильные уроки. Еще раз скажу: дело это политическое и труднопогнозируемое.
Зачем во Франции задержали Павла Дурова- Почему в России поднялась волна поддержки в адрес Дурова?
- Российский рынок, чтобы там Дуров ни говорил, основная доминанта для него сегодня. Павлу удалось построить в России самую влиятельную медиаплатформу, которой пользуются и левые, и правые фланги, и вообще все. Он качественно удовлетворил запрос самой разнообразной аудитории, смог эффективно конкурировать с другими платформами, такими как YouTube и ВКонтакте. Поэтому в целом, хоть и у Дурова четыре гражданства, но одно из них российское, отношение к нему здесь как к своему, как к гражданину, родившемуся в России, выросшему здесь, и именно в России построившему свои громкие проекты.
С другой стороны, важно подчеркнуть, что у самого Дурова нет национальной идентичности. Он относится к гражданству как к логистическому инструменту, который необходим для построения большого международного бизнеса. Именно поэтому у него есть гражданство ОАЭ, гражданство Сен-Китс, гражданство Франции и гражданство России. Тем не менее, это не отменяет того факта, что крупнейший международный предприниматель стал жертвой политического преследования. Он никогда не работал в интересах России. При этом основной мировой контролер информационных потоков — США — видит в проектах Дурова большую угрозу своего информационного доминирования. Их-то платформы жестко контролируются.
- Россия готова поддерживать Дурова?
- Готова. В последние несколько лет мы перепрошили свое отношение к талантливым людям, к талантливым айтишникам. Россия готова поддержать Дурова, но он к этому не готов. Он намеренно переехал в нейтральные Эмираты, потому что хочет быть вне противоборствующих лагерей, не находиться под влиянием крупных международных игроков. Он хочет находиться в нейтральной стране, чтобы эффективно и успешно строить бизнес, замешанный на его философской концепции, на либертарианской идеологии. Он, кстати, в этом близок к Маску, который тоже классический либертарианец, поэтому он Дурова тоже поддерживает.