«И бьётся сильнее в груди наша вечная память…»

«И бьётся сильнее в груди наша вечная память…»

Дождевые капли маскируют слёзы на суровых лицах мужчин. Женщины слёз не прячут, даже небо в этот час рыдает безудержно и безутешно. С одинаковых надгробных плит смотрят лица молодых ребят, почти мальчишек – на Марусинском кладбище открыли аллею памяти защитников СВО.

Речи представителей администрации Криводановского сельского совета, депутата совета депутатов Новосибирского района Сергея Зубкова и других гостей звучат негромко и печально, голоса дрожат от сдерживаемых рыданий. Подобрать слова, которые выразили бы чувство утраты, всегда трудно. Ещё труднее, практически невозможно успокоить отцов, матерей, невест.

– Это несправедливо, что такие молодые ребята умирают, – говорит Валентина Тайлакова, руководитель МУП похоронная служба «Кри-Мар», – Хочется, чтобы место их захоронения было светлым, а каждый пришедший сюда чувствовал, что герои действительно уходят в вечность.

Валентина Алексеевна знает, что ни монументы, ни памятная стела не уменьшат боль в сердцах близких, она сама схоронила двух сыновей, но аллея памяти – то немногое, что мы, живые, можем и должны сделать для бойцов, отдавших свои жизни ради будущего России.

Мемориальный комплекс продуман до мелочей – надгробия выполнены из «камуфляжного» гранита, на могильных плитах – автоматы и береты. Всё по-военному аскетично и строго, только алые гвоздики и розы выбиваются из общего колорита яркой краской жизни, которую эти молодые ребята не дожили, яркой нотой недопетой ими песни.

фото: Константин Кутузов

Гранит для надгробий удалось найти только в ООО «Малетинский камень», благодаря отзывчивости заместителя директора Марины Поляковой, обработали и доставили всё очень быстро. С уборкой территории под аллею помогли руководитель РЭС Вячеслав Артемьев и индивидуальный предприниматель Владимир Курбалов.

Аллея памяти – проект, который Валентина Алексеевна вынашивала с того момента, как было доставлено тело первого погибшего участника специальной военной операции. Эти мальчики-герои, по её твёрдому убеждению, были достойны особого отношения и особой памяти.

На аллее лежат не все участники СВО, 15 ребят родственники решили похоронить рядом с предками: дедами, бабушками, родителями. Но память героев Валентина Алексеевна планирует увековечить в камне, который в скором времени дополнит мемориальный комплекс. Половина имен на камень уже нанесена, остальные – уточняются, согласовываются с близкими.

Мемориал создан на средства, выделяемые государством для захоронения погибших участников СВО.

– Я делаю это, прежде всего для успокоения своей души, – признаётся Валентина Тайлакова. – Я чувствую присутствие каждого из этих ребят и, однозначно, верю в бессмертие душ.

Похоронная служба – непростая работа. Это, по словам Валентины Алексеевны, миссия, служение. Её миссия начинается с момента приземления военного борта. Забрать, привезти, определить время захоронения. Горе родных настолько велико, что хочется оградить их от этих нелёгких забот.

– Я стараюсь, чтобы похороны солдата не пересекались с гражданскими. Чтобы всё внимание одному ему, понимаете? А после похорон я слежу за могилами ребят, убираю. У кого-то это делают родственники, а к кому-то ведь некому приходить.

Возможно, родные обижаются, но я убираю высохшие цветы, выцветшие венки. Считаю, что на монументе у солдата не должно быть ничего лишнего – только живые цветы.

фото: Константин Кутузов

В похоронной культуре тоже есть своя эстетика.

– Конечно, я сочувствую каждому, кто обращается в нашу службу. Но моя главная миссия – помогать этим людям, грамотно и качественно делать свою работу, – делится Валентина Алексеевна. – И мне приходится абстрагироваться от их горя, иначе сердце просто не выдержит. Это сложно, но, когда душа болит от сопереживания и сочувствия, я говорю себе: «Стоп! Ты не плакальщица! У тебя здесь другие задачи!».

Ещё одна проблема, которая много лет оставалась неразрешённой – отсутствие прощального зала. Прощание с усопшим – неотъемлемая часть похоронной культуры, но до недавнего времени этот ритуал на Марусинском и Криводановском кладбищах в любую погоду проходил под открытым небом. Только благодаря характеру и воле директора «Кри-Мар», такое помещение, наконец, появилось. Проект и внутреннее оформление зала сделаны по идее Валентины Алексеевны.

Теперь в планах неуёмного руководителя – асфальтирование кладбищенских дорог, возведение хорошего забора вокруг погоста.

И точка в специальной военной операции ещё не поставлена, а значит, делится Валентина Тайлакова, нужно искать землю и душевные силы, чтобы разделить чужое горе и сохранить память.

 

Сообщение «И бьётся сильнее в груди наша вечная память…» появились сначала на ЧС-ИНФО.

 

«Сибирское слово» «Сибирское слово»

14:07
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Использование нашего сайта означает ваше согласие на прием и передачу файлов cookies.

© 2025