Пивным фестивалем по юбилею: как Чебоксары отметили 555-летие
«Давным-давно жил в нашем краю Улӑп-Великан. Этого богатыря послал к людям бог-громовержец Аслати, чтобы помочь им. Много и честно трудился Улӑп, облагораживая землю. Устав, присел передохнуть на берегу великой реки Атӑл. След от его правой ладони образовал холмы. Между ними потекли реки, цветущие луга опоясали широкую долину, а воды устремились в могучую Волгу. Именно на этом месте, по преданию, через века возник город Чебоксары».
Такую легенду о правой богатырской ладони можно прочитать в Чебоксарах на стенде, установленном на Советской набережной. И хотя поселение на месте будущей столицы Чувашии, судя по археологическим находкам, действительно возникло довольно давно, в известных летописях Чебоксары впервые упоминаются в 1469 году — именно от него принято отсчитывать официальную историю города. Таким образом, в 2024-м Чебоксары отметили 555-летие. Одним из главных праздничных мероприятий стал пивной фестиваль «Зеленое золото России», на котором побывал корреспондент Vokrugsveta.ru.
Пиво без хмеля — деньги на ветерВода, солод и хмель — вот три столпа, на которых стоит все современное пивоварение. Добавлять в пиво хмель в качестве ароматизатора и консерванта начали еще по меньшей мере в VII веке, но прошло еще шесть столетий, прежде чем эта практика широко распространилась среди европейских пивоваров. О том, как давно стали использовать хмель в Чувашии для приготовления местного пива, сказать сложно, но сегодня в регионе хмелеводство считается традиционным местным промыслом, а развитию этой отрасли чувашского сельского хозяйства уделяется повышенное внимание. «Зеленое золото», давшее название городскому фестивалю пива, — это и есть чувашский хмель.
— Во времена Советского Союза Чувашская республика производила 80% всего хмеля в стране, — говорит глава Чувашии Олег Николаев. — Сейчас российским пивоварам требуется порядка 5 тыс. тонн хмеля ежегодно, мы производим существенно меньше. Но при этом Чувашия, являясь основным производителем хмеля, сохранила большое количество компетенций в этой сфере. На сегодняшний день республика обладает всем спектром работ по производству и переработке хмеля.
Антиалкогольная кампания времен Перестройки, сопровождавшаяся вырубкой хмельников, нанесла чувствительный удар по отрасли и положила начало постепенному вымиранию хмелеводства в Чувашии: с 1985-го по 2015 год площадь хмельников в регионе сократилась с почти 3 тыс. га до всего лишь 100 га. К 2024 году этот показатель вырос незначительно: до 138 га, на которых собрали 216 т урожая. Оптимистичные планы развития хмелеводства предусматривают, что в 2035 году в Чувашии хмель будет расти на площади в 2 тыс. га, а урожай составит 3700 т. Предполагается, что на новых площадях станут выращивать и новые сорта хмеля, с которыми пивовары смогут ставить разнообразные эксперименты.
Напрямую рост урожайности хмеля должен привести к замещению импортного сырья, а косвенным эффектом станет развитие туризма в Чувашии. Эту задачу призван решить в том числе пивной фестиваль «Зеленое золото России», который в юбилейном для Чебоксар 2024 году прошел с 10 по 17 августа и стал третьим по счету.
Реальность и план по хмелюОколо 300 тонн хмеля было собрано в России в 2023 году. Чувашский урожай составил 189 т. На втором месте идет Краснодарский край (75 т), а на третьем — Республика Марий Эл (13 т). Для сравнения, в США в том же году собрали более 47 тыс. т хмеля.
Более 95% составляет сейчас доля импортного хмеля на российском рынке. В основном отечественные пивовары покупают хмель в странах ЕС, Турции и Китае.
В 20 раз по сравнению с 2023-м намерены увеличить урожай хмеля в Чувашии к 2036 году.
Пивную культуру — в массыЧебоксарский пивной фестиваль проходил в стратегически правильном месте — возле городского речного вокзала. Отсюда рукой подать до облагороженной центральной части города: Красной площади, на которой находится Национальный музей Чувашской Республики и пешеходного бульвара Купца Ефремова с его симпатичными скульптурами. На бульваре же расположен и чебоксарский Музей пива, который можно было посетить перед походом на фестиваль, чтобы подтянуть пивную теорию перед практическими занятиями.
Белые фестивальные шатры вместили представителей 20 пивоварен из 17 российских регионов, а за неделю мероприятие посетили 48 тыс. гостей — по меркам города с населением в полмиллиона человек результат весьма недурственный. Хотя звучавшие порой сравнения «Зеленого золота России» с мюнхенским Октоберфестом, на который ежегодно съезжаются 6 млн человек, вряд ли хоть сколько-нибудь уместны — главный в мире фестиваль пива проводится уже без малого 200 лет и относится к совсем другой «весовой категории».
Особенностью «Зеленого золота России» можно назвать подход к организации работы фестиваля: каждый день был разделен на четыре сета продолжительностью 2-3 часа. Билеты на них продавались по отдельности, а по окончании очередного сета засидевшихся гостей фестиваля вежливо, но настойчиво просили покинуть территорию фестиваля на полчаса для подготовки к приему следующей партии посетителей. За музыкальную часть отвечали известные и не очень исполнители из разных регионов, а в последний день в Чебоксарах выступила группа «Отпетые мошенники».
— Мы находим разное интересное пиво и представляем его в нашем магазине. Иногда разные пивоварни делают пиво по нашему заказу. В основном у нас сейчас представлена продукция Plague Brew. Благодаря фестивалю о нас узнает больше людей, — рассказывает Лука из чебоксарского магазина крафтового пива Double Triple.
Упомянутая петербургская пивоварня Plague Brew привезла на фестиваль широкий ассортимент своей продукции, включая сваренный специально к юбилею города лагер «Чебоксары 555». Разумеется, хмель для него использовался чувашский. А для любителей всего необычного крафтовики из Санкт-Петербурга приготовили пиво с чесноком и с паприкой. Вкус обоих этих образцов можно назвать специфическим, но, пожалуй, как вместе, так и по отдельности они могли бы стать прекрасной основой маринада для мяса.
Управляющий основанной в 2018-м казанской пивоварни Brew Barrel Антон Попков рассказывает, что его компания, которая также занимается копчением мяса по техасским рецептам, участвует в чебоксарском пивном фестивале во второй раз — прошлогодний опыт оказался успешным как с точки зрения узнаваемости бренда, так и в финансовом плане. В производстве пивовары из Татарстана пока что используют только импортный хмель (чешский, бельгийский и американский), но если он станет недоступен, готовы рассматривать альтернативы.
Пиво с чувашским хмелем варит молодая компания «Братья Хопфен» из Димитровграда (Ульяновская область) — его качеством впервые приехавшие на «Зеленое золото России» пивовары очень довольны.
— Мы варим только элевое пиво, то есть только верхового брожения: классический английский портер, овсяный стаут, более охмеленные светлые сорта. На данный момент все сырье (солод и хмель) у нас импортное, отечественное, к сожалению, проигрывает. Хотя один раз мы использовали зеленый чувашский хмель нового сорта «Фаворит» — из свежесобранных шишек получилось 800 литров очень интересного пива, — говорит главный технолог «Малаховской пивоварни» (Йошкар-Ола, Республика Марий Эл) Наталья Ельчанинова.
По ее словам, участие в фестивале (на него пивовары из соседнего с Чувашией региона приезжают второй год подряд) позволяет познакомить публику с продукцией «Малаховской пивоварни», которая поставляется в том числе в Чебоксары.
— У нас очень хорошо продаются классические сорта: венский лагер и нефильтрованное пшеничное. Из темных сортов популярен американский стаут с фундуком, — рассказывает директор нижегородской пивоварни Dwarf Сергей Эшкинин. — Сырье у нас импортное — чувашский хмель покрывает только 3% потребностей рынка, его так просто и не купишь. А вообще, мы, пивовары, противники того, что люди пьют пиво литрами. Им надо наслаждаться, дегустировать его, получая удовольствие.
На фестивале Сергей предварительно договорился о поставках в Москву. Через год он планирует снова приехать в Чувашию на пивной фестиваль.
Вечером последнего дня сравнительно небольшая площадка фестиваля оказалась заполнена практически до отказа. В очередном конкурсе уроженец Магадана Денис, приехавший из Москвы, выиграл в Чебоксарах ящик пензенского пива.
— Приедете еще?— Не уверен, слишком много пива…
Впрочем, его было не так уж и много: всего на фестивале реализовали 35 тыс. литров пива и 7 тыс. литров медовухи — выходит, что на каждого из гостей (а пускали на территорию только совершеннолетних) пришлось менее литра хмельных напитков — их действительно дегустировали и весьма умеренно. Может быть, в этом и заключается секрет успеха хорошего пивного фестиваля.
Автор текста:Антон БожкоИсточник