«Снимаю шляпу перед челночницами»: в Костроме выступил первый министр экономики новой России
В Кострому приехал первый министр экономики новой России, доктор экономических наук, профессор, председатель партии «Гражданская инициатива» Андрей НЕЧАЕВ. Он рассказал о реформах 90-х годов, формировании рынка, проблемах, с которыми столкнулась страна в то время, а также презентовал свою новую книгу «Как мы делали реформы: записки первого министра экономики новой России». Костромичи с удовольствием принимали участие в дискуссии и активно задавали вопросы про Россию прошлого и будущего. Интернет-портал KOSTROMA.TODAY собрал самые яркие цитаты и моменты встречи.
«СМИ предрекали, что страна не переживет 1992 год. Это не было предвзятым мнением».
«В конце существования Советского Союза дефицит госбюджета составлял 30-35 процентов. Вдумайтесь в эту цифру — 35 процентов дефицита! В ЕС считается опасным уровнем бюджетного дефицита 3 процента ВВП, уже после этого на страну могут наложить финансовые ограничения и т.д.»
«Декабрь 1991 года. Через два дня закончится зерно, начнут дохнуть куры и начнется белковое голодание в городе, пережившем блокаду». Андрей Алексеевич рассказал, что тогда нашли выход из положения — развернули корабль с зерном, который шел в Мурманск, где было менее бедственное положение. Таким образом спасли Санкт-Петербург.
«Полный развал государственной машины. Специфика России в составе СССР — роль колонии и республики, у которой не было собственной армии, валюты и т.д. Всеми секторами экономики управляли союзные ведомства».
«После либерализации цен в стране закончились наличные деньги. На Урале где-то в подвале нашли уральские франки времен Колчака. Кто что придумывал, потому что не хватало бумажек, начали появляться всякие региональные валюты, потому что нужно было людям платить зарплату… Борис Николаевич Ельцин, когда летал в какой-то регион, привозил деньги на президентском самолете; ему прямо в самолет загружали несколько ящиков с наличностью, чтобы народ там как-то задобрить».
«Либерализация цен — то, с чего все начиналось. Наряду с отпуском к ней относился также указ о свободе торговли. При подготовке этого указа мы использовали польский опыт, причем с фантастическим, как оказалось, эффектом, что у меня, честно скажу, вызвало большое удивление. 70 лет в СССР каленым железом выжигался дух частного предпринимательства. Едва дали экономическую свободу — как грибы после дождя, сквозь асфальт стали пробиваться ростки частного бизнеса, начиная с героических женщин-челночниц, перед которыми я снимаю шляпу. Именно они помогли нам ликвидировать дефицит товаров, того, что в советские годы было принято называть смешным словом «ширпотреб».
«Очень смелым, с моей точки зрения, решением было введение конвертируемости рубля… Была такая группа, которая предлагала ввести множественность курсов: для импорта инсулина курс был такой, а для «Бентли» — другой… Высокая коррупционная емкость такого решения лежит на поверхности».
После выступления присутствующие очень сильно оживились — особенно те, кто жил в 90-е. Они задавали вопросы про ваучеры, приватизацию и многие другие, некоторые после поделились воспоминаниями о том времени.
Андрей Алексеевич Нечаев был министром экономики РФ в 1992-1993 годах.