«Дети стали общим звеном, которое нас объединило»: супруги Старченко – о воспитании и любви к детям

«Дети стали общим звеном, которое нас объединило»: супруги Старченко – о воспитании и любви к детям

Данила и Елена Старченко – удивительная пара, воспитывающая девять детей: пять девочек и четыре мальчика. Для них это не подвиг, а просто жизнь, наполненная любовью и заботой. В Год семьи, объявленный президентом РФ Владимиром Путиным, мы познакомим вас с прекрасным людьми, которые на своем примере доказывают, что счастье множится, когда его делишь с другими.

– Вы всегда мечтали о большой семье?

Данила: О такой большой семье я никогда не думал, но был страх, что детей вообще не будет. Неясно откуда он взялся, но это опасение почему-то жило внутри меня. Возможно, именно это помогает видеть в каждом ребенке не продолжение себя или свою собственность, а просто человека, который пришел в твою жизнь, чтобы вместе пройти определенный путь.

Елена: Нет, я не мечтала об этом. Я выросла в большой семье, в которой было 10 человек, и была старшей. С детства присматривала за младшими и не особо хотела повторения этого опыта.

– Расскажите о ваших детях: они похожи или все разные? Как дети ладят между собой?

Данила: Я бы сказал, что дети – это кривое зеркало родителей. Они часто ведут себя так же, как родители, но не всегда могут объяснить свои поступки. Они многогранные

Елена: Они все разные: кто-то более упрямый, кто-то, наоборот, стремится помочь. Среди них есть характерные, а есть покладистые, которые всегда готовы уступить, прийти на помощь, выслушать. Взаимодействуют они тоже по-разному. Кто-то добровольно помогает, а с кем-то приходится договариваться.

Честно говоря, я не могу выделить своих ребят среди чужих детей, они такие же, как и дети из других семей, но я часто слышу, что мои дети хорошие. Я не понимаю, почему это так. Мне кажется, что они ничем не отличаются от других. Мне говорят, что моих детей легко заметить среди толпы. Возможно, они проявляют большую скромность, потому что у них нет избалованности. Может быть, они помогают другим, так как я часто прошу их о помощи.

– В такой большой семье как вы распределяете обязанности? И как мотивируете детей к учебе?

Елена: Распределение идет в зависимости от способностей и возможностей. Например, если ребенок не может помыть окно, мы не просим его об этом. Даем задание полегче: подмести крыльцо или снять белье с сушилки.

Данила: Если говорить про учебу, то мы ввели систему стипендий, которая отлично работает и стимулирует к обучению. У нас стипендия начинается со второго класса. Если ребенок учится на отлично, он получает 2000 рублей в месяц. Если у него много пятерок и четверок, но больше пятерок, он получает 1000 рублей. Если он хорошист, стипендия составляет 500 рублей.

Мы не выдаем школьникам карманные деньги, у них есть стипендия. Если хочешь больше денег, нужно либо искать подработку, либо стараться учиться хорошо и получать стипендию. Дети сами следят за своими оценками. Например, Ваня, который сейчас в переходном возрасте, говорит о своей тройке, и мы реагируем на это соответствующим образом. Я говорю сыну: «Ты мое солнышко. Ты спаситель семейного бюджета. Какая радость».

Мы, конечно, следим за оценками в электронном дневнике, предупреждаем о необходимости исправления двоек и троек перед концом четверти, но контроль за успеваемостью остается на совести каждого ребенка. Дети это понимают и стараются исправлять оценки.

– Как вы раскрываете таланты своих детей?

Елена: Изначально я записываю детей на разнообразные кружки. Когда мой ребенок начинает ходить в школу, я отдаю его на все, что можно. Полностью заполняю его день: сразу после школы он отправляется на различные секции и иногда возвращается домой ближе к вечеру. Вначале ему все интересно: рисование, танцы, спортивное ориентирование, роспись. Однако со временем ребенок начинает понимать, что ему действительно нравится. Он сам отказывается от некоторых занятий и оставляет только то, чем хочет заниматься.

Данила: Некоторые говорят, что они ничего не хотят. Так случилось с Ваней. У него начался переходный возраст, ему 14 лет, и он отказался от всего. Мы дали ему год отдыха, чтобы он почувствовал себя взрослым и сам решал, что ему нравится и что хочет делать. Теперь в начале нового учебного года будем с ним договариваться, чтобы он начал заниматься чем-то.

– Как проходит ваш день?

Данила: У меня день проходит отлично. Я просыпаюсь где-то в полшестого утра, еду на работу, провожу весь день там, к вечеру возвращаюсь домой и стараюсь провести оставшееся время с семьей.

Елена: Время моего подъема зависит от младшего ребенка, особенно летом, когда светает рано. Я просыпаюсь в разное время: в четыре или в пять утра, а иногда удается поспать до шести. Весь день я провожу с детьми и занимаюсь домашними делами. В девять вечера начинаю всех укладывать, а к десяти мы уже гасим свет и ложимся спать.

Когда у тебя много детей, начинаешь находить удовольствие в мелочах и ценить их. Самое приятное время для меня – вечер, когда все дети уложены и в доме становится тихо. Я делаю себе чашку чая, сажусь и просто наслаждаюсь покоем.

– Как часто приходится готовить?

Елена: Я стараюсь готовить много: обычно это не меньше трех противней. Если приготовлю четыре или пять противней, еда останется до вечера. Несколько раз в неделю обязательно что-нибудь выпекаю: пиццу, хачапури, хворост.

Мы не подстраиваемся под каждого члена семьи, поэтому если кто-то хочет что-то особенное, он может сам приготовить это блюдо. Иногда я прошу детей приготовить обед или ужин. Старшие дети часто используют рецепты из интернета и делают отличные блюда. Младшие тоже активно участвуют в готовке, им это очень нравится.

– Получается ли найти время на себя? Поделитесь секретом, как вы все успеваете?

Елена: В последние несколько лет у нас появилось время на себя. Раньше это было невозможно из-за маленьких детей. У нас нет родственников поблизости, которых можно было бы попросить о помощи, поэтому выезды куда-либо были исключением. Это было очень тяжело и сложно. Сейчас стало намного легче. Старшие дети могут присматривать за младшими, а мы можем выехать в город, сходить в кино или кафе.

Данила: Похоже мы достигли состояния дзен. У нас сформировалось понимание: что должно быть сделано – будет сделано, а что не должно – не будет. Мы стали проще ко всему относиться.

– На каком ребенке вы поняли, что жизнь кардинально поменялась?

Данила: До появления пятого ребенка я не осознавал, что у меня есть дети. Жизнь кардинально не изменилась, просто пришло осознание. Это было похоже на гидравлический пресс, который медленно нажимал на меня. После пятого ребенка что-то щелкнуло. Я понял, что резко не хватает ресурсов: ни времени, ни денег, ни чего-либо еще.

Елена: Изначально я не хотела много детей, максимум двое-трое. Но потом захотела выйти замуж и осознала, что хочу посвятить свою жизнь семье, рожать детей, быть для мужа и остаться в браке навсегда.

Я поняла, что семейная жизнь раз и навсегда подразумевает много детей, потому что муж и жена должны жить друг для друга, а дети их скрепляют. Именно количество детей помогло нам сблизиться, потому что в самом начале семейной жизни было трудно. Мы сталкивались с различиями в характерах, у него были свои недостатки, у меня – свои. Дети стали общим звеном, которое нас объединило.

– С какими трудностями сталкиваются многодетные семьи?

Данила: Есть реальные трудности и так называемые «выдуманные трудности». Выдуманные трудности заключаются в том, что многодетные считаются живущими ради кого-то другого, что не совсем правильно. На самом же деле это просто твоя жизнь, и каждый день ты видишь, ради чего живешь. Ты осознаешь, что твой род не прервется на тебе.

Каждый из девяти детей, похожих на тебя, пойдет своим путем. Неважно, куда они направятся, если ты не закроешь перед ними двери, не запретишь им пробовать себя в жизни, защитишь их от наихудшего, то у тебя есть будущее. Это как бы трудность и нетрудность одновременно. Ты по-прежнему отдаешь себя семье и осознаешь, что получаешь от этого очень много взамен.

Елена: Трудности, конечно, есть, и самая главная из них – депрессия. Маленькие дети появляются один за другим, муж все время на работе, а родных и близких рядом нет, чтобы помочь и поддержать. Поэтому депрессия была для меня самым тяжелым испытанием. Мне стало легче, когда я уже могла оставить младших детей под присмотром старших.

– Какую помощь вам оказывает государство?

Елена: Нашей семье уже 19 лет, и большую часть этого времени мы не получаем детские пособия, потому что наш доход превышает установленный порог. Государственная помощь оказывается только малоимущим, а не многодетным семьям. Все существующие пособия предназначены для малоимущих. Если ты многодетный, но не малоимущий, то пособий не получаешь.

Лишь недавно, каким-то чудом, мы смогли получить пособия. Несмотря на это, нам часто предлагали путевки, и на некоторые из них мы соглашались. Государство предоставило нам землю как многодетной семье, а дом мы смогли купить по программе «Молодая семья». Раньше было бесплатное питание в школах для детей из многодетных семей, но сейчас это доступно только малоимущим, детям-инвалидам или приемным детям.

Однако местная администрация идет нам навстречу, так как мы самая многодетная семья в Шемышейском районе. Наших детей кормят завтраком бесплатно. Обеды мы покупаем сами для детей среднего и старшего звена, а младшие полностью обеспечены питанием.

– Кем вы работаете, что можете содержать такую большую семью?

Елена: Муж начинал работать на железной дороге, но вскоре его зарплаты стало катастрофически не хватать. Он начал искать другие возможности и в итоге ушел с железной дороги. Сейчас он работает главным инженером.

Данила: Большая семья сильно мотивирует к профессиональному росту. В этом случае дети – это мощный стимул, который не просто подталкивает тебя, а несет на руках к определенным целям в жизни.

– Приходилось ли вам сталкиваться с проявлением агрессии со стороны общества к вашей семье?

Данила: Я бы сказал, что мы чувствуем двуличие. Люди вроде бы относятся по-доброму, но не хотят подобного себе. Когда ты полагаешься только на себя и свою семью, ты не обращаешь внимания на негативное отношение окружающих. Ты не взаимодействуешь с ними на уровне просителя. Ты ничего не просишь у других. Если тебе что-то нужно, ты просто идешь и работаешь.

– Планируете ли еще детей?

Елена: Я никогда не планирую и не хочу. У нас ни разу не возникала мысль о прерывании беременности или отказе от ребенка. Да, мне тяжело с детьми, и я не искала такой ответственности. Но когда наступает беременность, мы даже не обсуждаем этот вопрос.

Данила: Я всегда хочу, но никогда не планирую. Мы не планируем детей, это невозможно запланировать. Мы просто радуемся каждому новому члену семьи, кто приходит к нам.

У меня много друзей, которые очень хотят иметь детей, но у них не получается. Считаю, что мне повезло, в моей семье появляются новые люди. Это делает нашу семью больше и укрепляет нас. Я понимаю, что работаю сейчас, может быть, даже не для своего будущего, а для будущего моей семьи.

– Как вы думаете, почему многодетные семьи стали редкостью?

Елена: Жизнь стала очень насыщенной удовольствиями и не хочется себе в них отказывать, а ребенок – это отказ от удовольствий. Люди не стремятся обременять себя дополнительными заботами.

Данила: Согласен. Фокус удовольствия сейчас сместился. Обществу стало удобно искать легкие удовольствия. Они становятся важнее человеческой жизни, которую люди могут прервать в нужный им момент.

– Балуйте ли вы детей?

Елена: В нашей семье ответственный за приятные сюрпризы – муж. Он часто без повода угощает детей тортом или пирожными, иногда устраивает им маленькие поездки.

– Существует ли у вас в семье наказание за провинности детей?

Данила: Очень размытое понятие провинности, каких-то фиксированных наказаний не существует. Но есть вещи, которые я не терплю. Если это случилось, то вначале пытаюсь объяснить, что мне не понравилось. Потом договариваемся с ребенком, чтобы такого больше не повторялось.

Елена: Я могу ограничить время встреч с друзьями или временно забрать телефон, если ребенок не выполнил мою просьбу.

– Что такое идеальная семья в вашем представлении?

Елена: Для меня же важно, чтобы, несмотря на разные характеры, была уверенность: если что-то случится, близкие всегда придут на помощь.

Данила: Понятие идеальности здесь неподходящее. Есть семьи, где царит любовь, и есть те, где ее нет. В любящей семье все ее члены становятся близкими друг другу. Я считаю, что у меня именно такая семья.

Автор интервью: Яна Крысенкова

Автор фото: Надежда Князева (фото из архива 1pnz)

 

Первый Пензенский портал Первый Пензенский портал

06:05
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Использование нашего сайта означает ваше согласие на прием и передачу файлов cookies.

© 2025