Арест Дурова вызвал вопросы о настоящем и будущем свободы слова в Европе
Реакция на арест Дурова в Европе оказалась сдержанной. Ведущие СМИ, привыкшие с пеной у рта осуждать любые проявления цензуры и ограничения свободы слова за пределами Европы (особенно в «диктаторской» России), на этот раз высказались чрезмерно деликатно, ограничившись в основном публикациями полной биографии Дурова и истории создания Telegram.
В то же время европейская пресса не преминула подчеркнуть особую важность вопросов общественной безопасности и угроз, скрывающихся в немодерируемом контенте телеграм-каналов и криптировании данных end-to-end. Недаром официальный представитель МИД РФ Мария Захарова иронически вспомнила 26 западных НПО, которые в 2018 году громогласно осуждали впоследствии отменённое решение России о блокировке Telegram. А теперь, по словам пресс-секретаря российского дипведомства, «проглотили языки».
#FreePavelВ Европе высказались немногие. Одним из первых стал лидер итальянской партии «Лига Севера» Маттео Сальвини, который назвал случившееся признаком цензуры и режима ограничений свободы слова в Европе.
«Да здравствует свобода совести и слова! Кому следующему наденут намордник?» – написал в соцсетях политик, намекая на владельца платформы X Илона Маска.
Сам Маск опубликовал в своём аккаунте X похожее сообщение: «Я буду следующим, это опасные времена». Рядом он поставил набирающий популярность хэштег #FreePavel.
Его позицию поддержал Эдвард Сноуден, назвавший арест Дурова нападением на права человека и на свободу слова.
Маск открыто поддерживает Дональда Трампа, часто занимая противоположную западному медийному мейнстриму позицию. Более того, Маск придерживается политики полного отсутствия цензуры и исключения любого внешнего вмешательства в контент платформы X. Нонконформистский подход американского бизнесмена, по мнению наблюдателей, делает из него мишень «а-ля Дуров» для европейских правительств и демократов из США, желающих удержать контроль над мировым информационным полем.
Примкнувший к президентской кампании Трампа бывший кандидат в президенты США Роберт Ф. Кеннеди мл. тоже не остался в стороне и прокомментировал произошедшее: «Необходимость защищать свободу слова никогда ещё не была такой актуальной».
Навязчивая идея необходимости тотального контроля над современными технологиями, включая прослушивание телефонов, отслеживание личных данных и информации в интернете во имя безопасности, не исключает системных злоупотреблений использования и цензуры находящейся в свободном доступе информации по политическим или любым иным мотивам.
Отказался сотрудничатьДилемма между свободой слова и общественной безопасностью стоит уже давно. Анонимность телеграм-каналов, с одной стороны, гарантирует неприкосновенность и право на выражение собственного мнения без опасения преследования, а с другой стороны, подобная свобода часто используется злоумышленниками для совершения разного рода преступлений.
Между тем, Эммануэль Макрон отвергает любую политическую подоплёку ареста Дурова. Однако повышенный интерес Макрона к делам предпринимателя и высокая степень ангажированности президента Франции не ускользнули от внимания прессы. Американское издание The Wall Street Journal опубликовало информацию о том, что в 2018 году Макрон предлагал Дурову перенести штаб-квартиру Telegram в Париж и даже был готов предоставить ему французское гражданство. Но тогда Дуров отказался. Годом ранее, как пишет издание, Франция и ОАЭ предприняли попытку взлома его iPhone для получения доступа к каналам и перепискам Telegram. Попытка оказалась успешной. Однако неясно, удалось ли получить доступ и ключи к загрунтованным сообщениям и каналам, учитывая что взломать секретные временные чаты мессенджера не под силу практически никому.
В Telegram шутят, что последней каплей для французского президента стала публикация сделанной папарацци фотографии Макрона и его жены Брижит на море, под которой пользователи оставили немало комментариев с сомнениями в женственности последней.
Надежду вселяет то, что на защиту бизнесмена одновременно выступили как Россия, так и ОАЭ, уже запросившие у французских властей доступ к гражданину обоих государств. После переезда штаб-квартиры Telegram в Дубаи, у ОАЭ сложились с Дуровым хорошие отношения, закреплённые официально выданным гражданством и инвестиционным пакетом на развитие платформы.