Аксаков рассказал, когда рост ключевой ставки до 22 процентов станет неизбежным
Рост ключевой ставки до 20-22 процентов, который допустил Банк России в проекте доклада «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2025 год и период 2026 и 2027 годов» вполне реален — он произойдет, если регулятору не удастся погасить в стране разогнавшуюся инфляцию. Таким прогнозом с «Парламентской газетой» в четверг, 29 августа, поделился председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков.
От «базового» сценария к «рискованному»Напомним: ранее Центробанк опубликовал на своей официальной странице первый проект доклада »Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2025 год и период 2026 и 2027 годов». В нем, помимо прочего, ЦБ рассматривает четыре варианта сценария развития российской экономики на указанный период. В «базовом» инфляция в 2025 году вернется к целевым показателям в 4-4,5 процента, а ключевая ставка опустится до 14-16 процентов возвращения в «нейтральный диапазон» в 7,5-8,5 процента к 2027 году.
«Дезинфляционный» сценарий предполагает уверенное увеличение ВВП и производительности труда, а следовательно — ускоренные темпы падения инфляции и ключевую ставку в 12-14 процентов.
В «проинфляционном» сценарии инфляция, напротив, должна ускориться — в том числе за счет роста зарплат (а следовательно, и издержек предприятий), удорожания импортных товаров, повышения спроса на отечественные и повышения расходов бюджета на программы льготного кредитования. Этот сценарий предполагает сохранение ключевой ставки на уровне 16-18 процентов как сейчас и за несколько месяцев до этого.
Наконец, четвертый сценарий озаглавлен как «рисковый» и предполагает развитие мирового финансового кризиса, «сопоставимого по масштабам с кризисом 2007-2008 годов.
«Активная деглобализация в данном сценарии будет усиливать негативные эффекты финансового кризиса, — говорится в докладе. — Санкционное давление на российскую экономику вырастет. На фоне рецессии в крупнейших экономиках упадет мировой спрос. Цены на нефть будут существенно ниже в сравнении с базовым сценарием на всем горизонте».
В этом сценарии инфляция ускоряется до 13-15 процентов, а вместе с ней растет и ключевая ставка — до 20-22 процентов годовых. В целом же инфляция приблизится к цели только в конце «прогнозного горизонта» — то есть, на рубеже 2027-2028 годов.
Володин напомнил о законах, вступающих в силу с сентября «Пока что инфляционные процессы остановить не удалось»
По словам главы комитета Госдумы по финрынку Анатолия Аксакова, Центробанк задумывается о повышении ключевой ставки, конечно, не от нечего делать. Единственным определяющим фактором здесь был и остается уровень инфляции.
«К сожалению, несмотря на то, что ЦБ уже поднял ключевую ставку до 18 процентов, инфляционные процессы не остановились, — пояснил парламентарий. — Мы видим, что инфляция продолжает развиваться и оказывает давление на рынок. Поэтому с этой точки зрения действия Центрального банка представляют собой объективную ситуацию на текущее положение вещей. И если инфляция будет раскручиваться и дальше, конечно, он вынужден будет повышать ключевую ставку».
Параллельно, отметил Анатолий Аксаков, Центробанк пытается повлиять на растущую инфляцию регуляторными мерами, не предполагающими повышение ключевой ставки. Но у этих мер есть предел, а эффект от них получается не таким существенным.
«При сохранении нынешних темпов инфляции — подчеркнем, при сохранении — рост ключевой ставки минимум до 20 процентов, на мой взгляд, неизбежен», — заключил парламентарий.
Рубежным периодом, по словам Анатолия Аксакова, должен стать конец этого года — именно тогда станет ясно, замедлилась инфляция или нет, и, соответственно, что дальше делать с ключевой ставкой.
«В принципе, Центробанк так и планировал — до конца года сбить инфляционные ожидания и дальше постепенно начать снижать ставку, — уточнил собеседник издания. — И я предполагал, что так и будет, и снижение начнется уже в следующем году».
Однако этот вариант развития событий пока что представляется маловероятным: как отметил Анатолий Аксаков, целевой показатель инфляции в России составляет четыре процента, а реальная инфляция уже приближается к десяти. Соответственно, чтобы ЦБ смог начать понижать ставку, к концу года он должен составить хотя бы семь-восемь процентов.
«Тут ведь дело не только в самом количественном показателе, но и в том, как Центробанк оценивает текущую динамику, — подчеркнул парламентарий. — Если динамика на понижение сложится и будет устойчивой, он сможет начать снижать и ключевую ставку. Не сразу, не резко, а аккуратно — по 0,25, прощупывая почву. Но, повторюсь, случится ли это, мы точно сможем сказать лишь к концу года».