Миротворец с тонким политическим чутьем: как правильно себя вести с Александром Лукашенко
Человек, который тридцать лет остается во главе страны, что является рекордом среди действующих политиков уровня первых лиц государства. Лидер, который явил собой собирательный образ белорусов и сделал так, что о его стране заговорили во всем мире. Политик, имеющий природный дар чувствовать, чего именно от него ждет глубинный народ, и готовый на жесткие решения в борьбе с тем, что считает несправедливым. В интервью «Парламентской газете» об известном и неизвестном широкой публике Александре Лукашенко рассказал российский сенатор Григорий Рапота, который на протяжении двадцати лет регулярно и лично общался с белорусским лидером.
Умение слушать и чувствовать свою аудиторию- Григорий Алексеевич, как давно вы знакомы с Александром Лукашенко?
- Впервые мы с Александром Григорьевичем познакомились в 2002 году — тогда создавался ЕвразЭс, меня назначили руководить секретариатом, что позволяло встречаться с главами входящих в организацию государств-участников.
- Легко ли было наладить личный контакт с Лукашенко?
- В принципе, да, хотя, естественно, как и всегда в подобных случаях, на это потребовалось некоторое время, — когда встречи, поначалу сухие и официальные, через какой-то период становятся более раскованными, когда расширяется тематика разговора, захватывающая более широкий круг вопросов, порой выходящих за рамки строго деловых.
- Сколько по времени могли длиться ваши встречи с президентом Лукашенко?
- Поначалу они были довольно непродолжительными, а потом могли длиться до полутора часов. Мне казалось, что в целом Александр Григорьевич положительно оценивал работу секретариата. Впоследствии, будучи полпредом в Приволжском федеральном округе, я при поддержке глав регионов организовал нашу поездку в Белоруссию. Мы приехали туда со своей обширной культурной программой, были приняты главой государства, и у нас состоялся обстоятельный разговор о межрегиональном сотрудничестве.
Григорий Рапота. © Юрий Инякин/ПГ
- После вы возглавили секретариат Союзного государства России и Белоруссии и стали встречаться с Александром Лукашенко регулярно. Как часто это происходило?
- В среднем раза два, иногда три, в год. Александр Григорьевич — бессменный глава Высшего госсовета Союзного государства, то есть формально был моим непосредственным начальником, что предопределяло график наших контактов. Порой даже наш президент мне говорил, когда речь шла о вопросах, касающихся «кухни» нашего Союзного государства: «Решайте-ка их со своим начальником». (Улыбается).
- Какое его личностное качество вы могли бы назвать наиболее важным?
- Наверное, то, что он прекрасно знает своих людей, белорусов. Тонко чувствует аудиторию, белорусскую особенно. Кстати, он прекрасный оратор, хорошо владеющий словом и способный ярко выступать без бумаги. Я бы в этом смысле сравнил его с Фиделем Кастро. Несомненно, он обладает смелостью: в сложный для него период событий 2020 года, полная оценка которых еще ждет своих историков, не сбежал из страны, встретив личную для себя опасность лицом к лицу.
В моих многолетних контактах я почувствовал в нем внимательного собеседника: он умеет слушать и слышать, причем слушать внимательно, не перебивая, давая возможность высказаться до конца. Обладает хорошим чувством юмора.
«В любом деле он копает до руды»- Александр Лукашенко тридцать лет является главой государства — это рекорд среди всех действующих политиков мирового уровня. В чем, на ваш взгляд, секрет его политического долгожительства?
- Первое — это огромный жизненный опыт. Он прошел от рядовых работников по всем ступеням становления руководителя высокого ранга. Хорошее знание жизни делает его не случайным человек в политике. Въедлив и дотошен, что называется, копает до руды, и в силу этого хорошо осведомлен о том, что происходит в экономике, в производстве, в социальной сфере.
Второе — всегда добивается выполнения поставленной задачи. Например, он проявляет огромное упорство в борьбе с коррупцией и, судя по всему, добился серьезных результатов.
Третье — Лукашенко обладает феноменальным политическим чутьем. Видимо, это дается от природы, плюс жизненный опыт.
- Лукашенко известен своими эмоциональными заявлениями в интервью, которые часто разбирают на цитаты. Как считаете, все слова им заранее продумываются?
- Тема выступления, конечно же, продумывается заранее, наполняется цифрами и фактами. А те цитаты-шедевры, о которых вы говорите, рождаются, похоже, экспромтом. В этом смысле он незаурядный оратор.
Стратегию развития образования сформируют к марту 2025 года
- Политика делают его поступки и решения. Говоря о самых важных свершениях президента Белоруссии, кто-то упоминает признание русского языка вторым государственным, кто-то говорит о строительстве АЭС, положивших конец энергетической зависимости страны, кто-то — о создании Союзного государства. А, на ваш взгляд, какие решения Лукашенко являются главными?
- Помимо вами упомянутых, к числу несомненных достижений белорусского президента я отнес бы то, что он сохранил и даже преумножал созданный еще в советское время высокотехнологичный производственный потенциал. А сделать это было очень трудно, практически невозможно, особенно в условиях потери российского рынка, куда в 1990-е годы из третьих стран хлынул импорт, создавший серьезную конкуренцию белорусской продукции. Сохранение высокотехнологичных производств в Белоруссии — великое достижение белорусского президента.
Сохранена и усилена роль Академии наук Беларуси — неизменного участника кооперационных программ Союзного государства в космической, медицинской, биотехнологической и других сферах науки и высоких технологий.
Григорий Рапота и Александр Лукашенко. © president.gov.by
Создана мощная школа программистов: в компании «EPAM», выпускающей программный продукт, работают порядка 30 тысяч программистов в Беларуси и ее филиалах в других странах мира, где они оцениваются как специалисты высочайшего уровня.
Есть и учрежденный в 2017 году инновационный парк высоких технологий, который работает в условиях юридической экстерриториальности, формирует до четырех процентов ВВП страны, притом что количество занятых в парке сотрудников составляет полтора процента от всех занятых в экономике Беларуси. Парк является одним из центров развития цифровой технологии: в нем сформированы свыше тысячи стартапов. Кроме того, на очень высоком уровне находится сельское хозяйство, нефтехимия. Хорошая сеть автомобильных дорог и строительство АЭС также служат хорошими примерами развития страны.
- Можете назвать поступки Лукашенко в мировой политике, которые лично на вас произвели наиболее сильное впечатление?
- Беларусь, конечно же, небольшое, но достаточно активное в мировой политике государство. Достаточно вспомнить инициированный президентом формат Минских соглашений по Украине. Минск — активный (именно активный — со своей позицией) участник таких интеграционных объединений, как ЕАЭС, ОДКБ, ШОС.
Достойно внимания и умение руководства страны выстраивать отношения со своими ближайшими соседями, Отдавая приоритет в этом России, вместе с тем есть стремление, несмотря на порой возникающие трения, сохранять устойчивые нормальные отношения с соседями — Литвой, Польшей и Украиной. Александр Григорьевич, как я это понимаю, исходит из того, что соседей не выбирают и нормальные отношения с ними — залог безопасности и развития. В силу такого понимания, вероятно, Александр Григорьевич придерживается принципа «дипломатия — искусство возможного» и в случае возникновения конфликтной ситуации тонко чувствует грань, за которую переступать нельзя. Он иногда и сам способен в отношениях с ними несколько обострить ситуацию, но в конечном счете стремится закончить дело миром. Вот это желание, с одной стороны, не поддаваться давлению или какому-то диктату, а с другой — сохранить для страны комфортной зону существования - характерная черта президента Белоруссии как политика.
- Считаете, Александра Лукашенко по своему политическому устремлению можно назвать миротворцем?
- Думаю, да.
- Президент Лукашенко — жесткий руководитель?
- Несомненно.
Россиянам могут посчитать «брачный стаж» Любить по-белорусски
- Известно, что Лукашенко вне рабочего кабинета любит играть в хоккей, колоть дрова. А что еще есть в непубличной жизни белорусского президента, что не видно людям внешним?
- Спорт он действительно любит, что выражается не только в том, что сам играет в хоккей, но и в том, сколько сделано для развития спорта в стране. Достаточно проехать по Минску и увидеть многочисленные дворцы, арены и школы для различных видов спорта, бесконечные велосипедные дорожки.
Но вообще он — политик до мозга костей. Все остальное: сыграть в хоккей, наколоть дрова, посадить картошку, собрать арбузы — возможно, помогает ему отдыхать и вообще показать людями, что ему не чужды обычные хозяйственные хлопоты.
- Есть ли у Александра Григорьевича какие-то кулинарные предпочтения?
- Точно не знаю. Хотя как-то даже в публичных выступлениях говорил о своих предпочтениях традиционной белорусской кухни. Полагаю, что это искренне.
- Если бы к вам пришел человек, которому предстоит впервые общаться с президентом Лукашенко, что бы вы ему посоветовали?
- Ну, во-первых, быть в разговоре искренним. Во-вторых, желательно быть профессионально погруженным в дело, с которым вы приходите к президенту. В-третьих, надо быть готовым к тому, что президент будет к тебе присматриваться. И неизвестно, какие выводы по итогу он сделает. Подчеркну, что разговор с президентом получится только в том случае, если у вас есть действительное желание понять интересы этой страны и учитывать их в своей работе.