Татьяна Гигель о законопроекте по сбору ореха: Никто не пойдет против воли народа
Госдума приняла в первом чтении закон, который может изменить правила игры для сборщиков кедровых орехов. Задача документа – ограничить бесконтрольный и часто варварский сбор «шишки» и обеспечить её переработку внутри страны. В чём суть новаций и как это повлияет на жителей республики мы спросили у сенатора Российской Федерации от Республики Алтай Татьяну Гигель.
– Татьяна Анатольевна, почему вдруг парламентарии взялись за тех, кто десятилетиями привык заниматься сбором шишек?
– На самом деле, не «вдруг». Это давняя проблема. И предложенная новация вовсе не против простых людей, которые всю жизнь живут в районах произрастания кедрача и привыкли заготавливать орех для личных нужд. А против хищнического отношения к кедровым лесам и других дикоросов. К примеру, в Приморье было много случаев, когда приезжие сборщики просто залезали на кедрач, спиливали треть ствола бензопилой, орехи забирали, а росшее десятилетиями дерево оставляли в таком изуродованном виде. Что касается Республики Алтай, то ко мне как к сенатору неоднократно обращались жители разных районов, приглашали на сходы и очень остро ставили вопрос о наведении порядка в лесу. Разработка этого законопроекта – ответ на многочисленные жалобы жителей и нашего, и других регионов на варварское отношение к лесу.
– Что законопроект изменит для рядовых жителей республики, привыкших заготавливать орех для личных нужд и на продажу?
– Для жителей республики изменения будут минимальными. Предлагаемые поправки в Лесной кодекс лишь обяжут сборщиков «шишек» для собственных нужд каждый год регистрировать места заготовки, сроки и объёмы. Право определять места и объёмы заготовки останутся у региональных властей, исходя из реальной ситуации в том или ином районе. Это поможет сохранить природные ресурсы. Вторая важная новация предлагает помощь от государства местным предпринимателям в организации предприятий для глубокой переработки кедрового ореха. Иными словами, местные предприниматели получат определенный приоритет.
– Кедровый орех для многих – способ заработка. Но не станет ли этот законопроект ударом по кошельку наших жителей? Не приведёт ли это к ограничению их прав?
– Лесной кодекс гарантирует каждому право свободно и бесплатно пребывать в лесах и собирать орехи, ягоды, грибы и так далее. И эта норма незыблема. Никто её не отменяет. Более того, во время обсуждения законопроекта в первом чтении и депутаты Госдумы, и представители исполнительной власти особо отмечали, что предлагаемые меры не скажутся на традиционном промысле местных жителей.
– Вы сами будете голосовать за этот законопроект, когда он дойдёт до Совета Федерации?
– Концептуально с законом я согласна. А именно концепция рассматривается в первом чтении в Госдуме. Сейчас идёт сбор предложений от регионов и экспертов для внесения предложений в законопроект ко второму чтению. Я внимательно слежу за этим, а предложений очень много.
Например, Приморский край настаивает на том, чтобы сбор кедрового ореха осуществлялся исключительно через арендные отношения. Я сразу сказала, что для Сибири такой подход неприемлем. Почему? Потому что богатый урожай кедрового ореха случается раз в три-четыре года. Получится, что арендатор платит аренду за четыре раза, а урожай собирает только раз. А ведь надо ещё содержать работников, платить им зарплату. Кто на это пойдёт?! Себе в убыток работать никто не будет. Поэтому основной силой, которая может эффективно заниматься сбором орехов, остаются местные жители, которые и раньше занимались этим, и будут заниматься дальше. Задача закона другая – создать условия, чтобы промышленный сбор ореха шёл цивилизованно, чтобы она перерабатывалась у нас, чтобы местные предприниматели занимались этим.
– То есть людям не стоит волноваться?
– Я представляю интересы Республики Алтай, где на протяжении веков многие жители зарабатывают сбором кедровых орехов. Особенно сегодня, после закрытия леспромхозов и сокращения числа лесхозов. И никто не собирается отнимать у людей этот источник дохода. Никто не пойдёт против воли народа.
То, что происходит сегодня вокруг законопроекта – это чистой воды политическая спекуляция. И это бесчестно по отношению к людям.
Уверяю вас, что проект закона перед вторым чтением будут согласован с общественностью регионов, где растёт кедр, в том числе и с жителями Республики Алтай.