Контроль за работами, ровные ряды и благоустройство территории: что изменится на кладбищах Якутска
На этой неделе жителей Якутска всколыхнула новость о том, что Вилюйское кладбище закрыто, а за вход или въезд надо заплатить. При этом суммы для частных лиц и для предпринимателей, занимающихся ритуальными услугами разнились. Как объяснил новый директор МУП «Ритуал» Александр Северьянов, это было сделано для того, чтобы навести порядок в похоронном деле. За что в итоге надо будет оплачивать, когда территорию кладбищ огородят, и какие ещё нововведения ожидаются в «тихой гавани» — в материале ЯСИА.
Всего в Якутске три официальных городских кладбища – Вилюйское, Маганское и на Птицефабрике. Самым старым считается первое, ему более 200 лет. В настоящее время погост законсервирован, новые захоронения там не делают. Исключения только для тех, у кого там покоятся близкие родственники – их, что называется, «подселяют» в оградку к родным.
Работы надо проводить чисто
Депутат Якутской городской Думы Александр Северьянов был назначен руководителем МУП «Ритуал» в начале августа. Первым делом он решил навести порядок в процессе проведения работ на кладбищах. Прежде всего, это касается установки и замены памятников, оградок и облагораживания территории.
«Допустим, заказчик, родственник, хочет поменять на могиле памятник, установить оградку. Он идёт к ИП Петрову, оказывающему ритуальные услуги, оплачивает работы. И в том договоре, который заключается, указывается, что на время проведения работ предприниматель становится ответственным лицом. После этого исполнитель приезжает к нам уже без заказчика, пишет в администрации заявление и идёт с нашим сотрудником на место. Там администратор смотрит, фиксирует состояние участка будущих работ.
С этим документом предприниматель едет к нам в головной офис на Ленина, 46, оплачивает 1033 рубля – взнос за установку сооружения, регистрируется, сообщает о сроках работ, пишет гарантийное письмо, что обязуется за собой убрать. Ему выдаётся пропуск на конкретное количество дней, чтобы он мог проехать на машине и проводить работы на конкретном месте. Если его обнаружат на другом участке, пропуск изымут. По окончании работ администратор проверяет, как выполнены работы, убрана ли территория, фотографирует. В случае, если мусор остался, то предпринимателю грозит штраф по статье 6.25 КоАП республики: для ИП до 30 тысяч рублей, для ООО до 500 тысяч рублей», — объясняет Александр Северьянов.
Стоит отметить, что брошенные мешки с цементом, иногда почти не использованные, были найдены на всех трёх кладбищах в большом количестве. Чаще всего строительный мусор можно найти на заброшенных могилах неподалеку от места проведения работ. Тоже самое касается оградок – старые металлические остовы просто прислоняют к другим покосившимся заборчикам или вовсе бросают на поляне в лесу, создавая новую точку для несанкционированной свалки.
Пройти на кладбище или проехать на своей машине к месту упокоения родных можно свободно. При предъявлении удостоверений, беспрепятственно туда могут въехать машины с пенсионерами, инвалидами, с детьми до 7 лет, беременными женщинами, ветеранами боевых действий и участниками СВО.
Оградки будут уменьшать
Наводить порядок будут и в самих захоронениях. Долгое время на кладбищах Якутска людей хоронили, фактически, как придётся. Понравилось место, указали на него администрации, сделали могилу. По мнению Александра Северьянова, это неправильный подход, именно поэтому руководство МУП «Ритуал» полностью взяло на себя функцию копки могил, забрав эту работу у частных организаций.
«Как бы не ругались частники, но раньше на кладбищах был откровенный бардак. Копали где хотели, как хотели. Сейчас этим будем заниматься только мы, что позволит точно знать, где у нас подготовлены ямы, что они сделаны на соответствующем расстоянии и по нужному направлению. У нас немало примеров, когда один человек лежит головой на восток, ногами на запад, а другой – головой на север. Были даже случаи, когда чтобы похоронить человека, приходилось разбирать оградку рядом, заходить на чужое место. Теперь же будем наводить порядок», — говорит директор МУП «Ритуал».
Немало вопросов у новой администрации и к уже установленным оградкам. Зачастую на погостах можно встретить могилу одного человека, но оградка установлена такая, что в ней можно уместить до пяти, а иногда и до восьми захоронений. Часто бывают случаи, когда спустя год после похорон родственники не могут попасть на могилу, потому что новые оградки перегородили тропинку.
«Согласно нормативам, на одно место должна быть оградка два на два с половиной метра, на троих – три, на четверых – четыре метра на два с половиной. А у нас чаще всего бывает, что для одного человека огораживают как для пятерых, и по документам это не семейное захоронение. Кроме того, между оградками должен быть проход 0,5-0,8 метра, чтобы хотя бы два человека, несущие гроб, могли пройти. Будем решать и этот вопрос – где-то выходить на родственников, чтобы уменьшали ограждения, где-то самостоятельно будем убирать», — объясняет Северьянов.
Что будет с заброшенными могилами
Как и в любом другом городе, на погостах Якутска найдётся большое количество заброшенных захоронений. У одних уже не осталось живых родственников, у других они переехали. Некоторые могилы, например, на Вилюйском кладбище, и вовсе утратили оградки и памятники, и о том, что под землёй что-то есть, напоминают лишь поросшие травой холмики. Александр Северьянов предлагает решать этот вопрос, исходя из опыта других городов.
«Во многих центральных городах страны делают так называемое «подселение». То есть, например, скончался муж, спустя время его супруга, и можно аккуратно обустроить её могилу в пределах одной оградки. Где-то даже гроб на гроб кладут, и такое бывает. Но в последние годы чаще стали кремировать и хоронить урны», — объясняет Северьянов.
Для тех могил, о которых информация утрачена, и родственников уже не представляется возможным найти, директор МУП «Ритуал» предлагает проводить процедуру эксгумации, кремации останков и захоронения урн в новом месте. Оно будет внесено в картотеку администрации кладбища и иметь соответствующий номер. Точно также предлагается делать и с безродными, которых только в зиму в Якутске погибает порядка 150 человек.
«Много бездомных погибает, у них нет документов, не удаётся найти родных. Мы их хороним на специальных секторах. Каждому захоронению присваивается номер. Если делать для таких тел кремацию, то в одном месте можно будет делать три захоронения. Кроме того, если для полноценного погребения тела необходимо выкопать довольно глубокую яму, то урну достаточно погрузить в землю на глубину около 1,2 метра. Будем обсуждать это предложение с руководством города», — отметил руководитель МУП «Ритуал».
Ещё одно новшество, которое предлагает ввести новая администрация – уход за могилами. Допустим, родственники покойного планируют переезд в другой регион или уже уехали. Они могут обратиться в администрацию кладбища, заключить договор на год, и по соглашению работники несколько раз в год будут проводить уборку места, красить оградку и тому подобное. Таким образом территория не будет захламляться, зарастать сорняками, и родные будут спокойны, что несмотря на их отсутствие за могилой ведётся уход. В качестве отчёта о проделанной работе будет вестись фото и видео фиксация с передачей материалов заказчикам.
Лавочки вдоль дорог, освещение и видеонаблюдение
В МУП «Ритуал» Александр Северьянов пришёл с большими планами. Кладбища Якутска давно нуждаются в облагораживании территории, и, в первую очередь, в полноценном её ограждении. Сейчас же забор и ворота есть только на Вилюйском погосте, остальные в свободном доступе. Северьянов хочет закрыть проезды, сделать полноценный забор, установить на каждом кладбище пункт охраны.
«Хотим поставить вагончики, где будет администрация, охрана, дворники и инвентарь, его можно будет брать в аренду. Туда же планируем провести видеонаблюдение, это даст возможность контролировать территорию, вовремя выявлять асоциальных личностей. На Вилюйском мы смогли это сделать, теперь надо строить заборы на остальных. Свободный доступ создаёт угрозу для людей, которые приходят навестить могилу, ведь пьяный человек может неадекватно повести себя и, не дай бог, напасть», — говорит Александр Северьянов.
В процессе подготовки материала стало известно, что практически сразу после отъезда директора и корреспондента с Вилюйского кладбища на одного из сотрудников администрации, участника специальной военной операции, потерявшего в боях руку, напал пьяный мужчина. Он несколько раз ударил сотрудника и сломал ему ключицу. В настоящее время полиция разыскивает нападавшего, а пострадавший ушёл на длительное лечение.
Помимо видеонаблюдения на погостах планируется провести грейдирование и отсыпку дорог, а в перспективе и асфальтирование, а также установку лавочек, чтобы люди, пришедшие на кладбище пешком, могли передохнуть. Также в перспективе будут обустроены туалеты – летом пластиковые, которые будет удобно мыть, но в последствие – полноценные тёплые, чтобы и зимой можно было в комфорте помыть руки, согреться и прочее.
«Я не говорю, что вот прямо завтра мы это всё сделаем. Будем постепенно приводить территорию в порядок. Сейчас мы готовим документы, обоснование для финансового отдела, и в дальнейшем будем выходить с этими предложениями на главу города. По предварительным подсчётам, на благоустройство одного кладбища необходимо порядка 200 миллионов в год. Хорошо было, если бы поддержка шла и из республиканского бюджета», — отмечает директор МУП «Ритуал».
Полноценное финансирование позволит расширить штат сотрудников. Сегодня за состоянием кладбищ следят порядка 12-15 человек, что крайне мало. На погостах острая нехватка шоферов, дворников, требуются водители с погрузчиками, чтобы вовремя грейдировать дороги. Для регулярного вывоза мусора необходимо, чтобы машина регионального оператора была закреплена за каждым кладбищем и приезжала три-четыре раза в день. Новая администрация намерена упорядочить работу.
«Сейчас мы готовим дорожную карту по всем кладбищам, которую затем подадим главе города на рассмотрение. Хочется всё же, чтобы наши погосты были облагорожены, чтобы люди, приходя к родным, не встречали на своём пути горы мусора, не уходили с негативом в душе. Да и в целом, кладбище – это такой мини-город, где покоятся мёртвые. И, поверьте, им тоже, как и живым, хочется быть в комфорте и чистоте. Будем стараться именно так и сделать», — резюмирует Александр Северьянов.