Аналитики: вероятность финансового кризиса в России — 30%
Как мы писали ранее, в документе говорится, что ЦБ допускает в вышеуказанном периоде несколько прогнозных сценариев. Это базовый, дезинфляционный, проинфляционный и рисковый, который повлечет глобальный финансовый кризис.
Главный сценарий, по которому Россия будет идти с очень большой вероятностью, — базовый. Он предполагает отсутствие каких-то кардинальных изменений в политическом и экономическом плане, небольшой рост ВВП (от 0,5 до 2,5% в 2025-2027 годах), постепенное снижение инфляции (до 4-4,5% в 2025 году и 4% в 2026-2027) и ключевую ставку, которая будет снижаться от 14-16% годовых в 2025 году до 7,5-8,5% в 2027.
Среди остальных сценариев самый большой резонанс вызвал рисковый. В рамках него внешние условия значительно ухудшаются, возникает мировой финансовый кризис, как в 2007-2008 годах. Растет количество санкций. Из-за падения мирового спроса снижаются цены на нефть. На пару лет сокращается выпуск российской экономики, которая сможет начать восстановление только в 2027 году. Инфляция в 2025 году достигает 13-15% из-за сокращения предложения, из-за чего Банк России увеличивает ключевую ставку до 20-22% годовых. К плановому показателю она возвращается только в конце прогнозного периода.
Мы обратились к аналитикам с вопросом, насколько вероятно, по их мнению, осуществление именно рискового сценария, к каким последствиям для россиян он может привести и как его избежать.
Аналитики Freedom Finance Global:«Вероятность рискованного сценария для российской экономики мы оцениваем примерно в 30%. Основными рисками являются снижение цен на нефть и возможное ухудшение геополитической ситуации. В условиях существующих экономических трудностей падение цен на нефть ниже $60 за баррель может усугубить ситуацию и привести к снижению ВВП, сокращению промышленного производства и ослаблению потребительского спроса.
В США вероятность рецессии разные эксперты оценивают по-разному, в целом в 30-40%. Но там главным риском для экономики видят слишком резкое охлаждение рынка труда и резкий рост безработицы, который неизбежно приведет к падению платежеспособного спроса.
В России тоже могут вырасти издержки производства, что приведет к более высоким темпам роста инфляции, но, опять же, это может быть связано с падением цен и спроса на основной российский экспортный товар — углеводороды. Бюджетные доходы России диверсифицированы, в основном за счет налоговых поступлений, причем с 2025 года в России частично будет повышен НДФЛ и налог на прибыль, неплохие доходы приносит экспорт зерна и иной продукции АПК, металлов, минудобрений, и, тем не менее, от нефтегазового сектора и экспорта нефти и газа Россия все равно зарабатывает около трети бюджетных доходов.
Избежать такого сценария, если он реализуется, будет практически невозможно, поскольку цены на нефть растут и падают по внешним причинам, не зависящим от России. Поскольку Россия входит в ОПЕК+, то последствия обвала цен на нефть можно будет устранить благодаря скоординированным действиям РФ с другими странами в рамках альянса. Тем не менее, мы считаем вероятность наступления такого риска в этом году невысокой, так как на нефть, и прежде всего, на российскую нефть, в Китае, ключевом импортере нефти в мире, сохраняется высокий спрос, а цены не настолько высоки, чтобы спрос покупателей нефти резко упал».
Ольга Беленькая, руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам»:«В проекте ЦБ предусмотрел базовый и три альтернативных сценария. Привлекает внимание не только увеличение числа альтернативных сценариев по сравнению с предыдущими годами, но и их фокусировка преимущественно на внутренних факторах развития экономики. В прошлом году оба альтернативных сценария — усиление фрагментации и рисковый – были основаны на различных вариантах внешних условий, и оба были менее благоприятными, чем базовый. Сейчас же только рисковый сценарий предполагает значительное ухудшение внешних условий (кризис в мировой экономике, усиление процессов деглобализации, усиление санкций), в то время как проинфляционный и дезинфляционный сценарии отличаются по соотношению спроса и предложения/потенциала в экономике и определяются преимущественно внутренними факторами, в том числе бюджетной политикой и протекционистскими решениями госорганов.
Базовый сценарий совпадает с июльским прогнозом ЦБ. Регулятор, естественно, рассматривает его как наиболее вероятный, но представляется, что вторым по вероятности рассматривается проинфляционный сценарий. Регулятор намекает на это: «Реализация базового сценария является наиболее вероятной, при этом вероятность реализации «Рискового» сценария по сравнению с прошлым годом снизилась. Среди сценариев «Дезинфляционный» и «Проинфляционный» наиболее вероятным является последний». Базовый сценарий предполагает, что инфляция замедлится к концу 2025 года до 4-4,5%, проинфляционный сценарий — что инфляция будет более устойчивой и в 2025 году составит 5-5,5%. По оценке зампреда ЦБ А. Заботкина, вероятность реализации рискового сценария сейчас представляется наименьшей из всех».