Контрафакт и фальсификат: в Госдуме хотят устранить проблемы маркетплейсов до конца года
Число покупателей, которые хотя бы раз приобретали что-то на маркетплейсах, за последние три года увеличилось с 15 миллионов до 88 миллионов человек. И хотя порядка на электронных торговых площадках стало больше, все равно вскрывается множество фактов продажи контрафакта, откровенного фальсификата, а иногда и запрещенных к выпуску продуктов. Правительство и Государственно-правовое управление Президента РФ поддерживают внесенный в Госдуму весной парламентский законопроект, однако предлагают при его доработке учесть целый ряд замечаний. В настоящее время законодатели решают, как поступить: или зафиксировать важные поправки как обязательные к рассмотрению во втором чтении или оперативно перевнести сам документ. Об этом «Парламентской газете» рассказал соавтор законопроекта, глава думского Комитета по промышленности и торговле Владимир Гутенев.
В Wildberries и Ozon, которые занимают на рынке электронной коммерции около 80 процентов, рассматривают инициативу как важный шаг, необходимый для отрасли, достигшей таких масштабов. Вместе с тем рассчитывают, что текст законопроекта будет дорабатываться с привлечением бизнес-сообщества. В профессиональной среде опасаются, что жесткие механизмы регулирования остановят активный рост бизнеса сотен тысяч предпринимателей и негативно скажутся на миллионах россиян.
Растут прибыли, множатся претензииПо информации ФАС, товарооборот маркетплейсов с 2021 по 2023 год вырос более чем в семь раз. При этом агентство INFOLine констатирует, что на фоне смещения предпочтений потребителей в сторону онлайн-покупок российский рынок электронной коммерции в 2023 году увеличился на 45,1 процента год к году, достигнув объема 8,3 триллиона рублей. Эти изменения в поведении потребителей стимулируют рост продаж и способствуют постепенному увеличению доли электронной коммерции в общем объеме рынка. Так, по итогам 2023 года ее доля в розничном товарообороте выросла на 4 процента и составила 17,4 процента. По прогнозу агентства, объем российского рынка электронной коммерции к 2027 году достигнет 21,4 триллиона рублей.
Насколько реален такой прогноз, сказать сложно, так как основывается он на нынешнем недоурегулированном формате отрасли, а стало быть, возможны коррекции. Напомним, что деятельность маркетплейсов в настоящее время регулируется нормами Гражданского кодекса, правилами дистанционной торговли, установленными Правительством, а также законами «Об основах государственного регулирования торговой деятельности» и «О защите прав потребителей». Но действующие нормативы не учитывают специфику маркетплейсов, поэтому вместе с растущей популярностью электронных торговых площадок и прибылями основных игроков лавинообразно увеличилось и количество претензий к ним со стороны потребителей.
Устранить проблему взялись депутат Владимир Гутенев и сенатор Андрей Кутепов, которые в марте этого года внесли в Госдуму законопроект о госрегулировании деятельности маркетплейсов. Документ, в частности, определяет права и обязанности самих агрегатов информации о товарах, продавцов и владельцев пунктов выдачи заказов. В документе указаны типовые условия договоров между ними. Ограничена стоимость услуг маркетплейсов и размеры неустоек за нарушение со стороны продавца. Отдельные требования предусмотрены к маркетплейсам, которые занимают более 20 процентов на рынке.
«Правительство поддерживает данный законопроект, как, впрочем, и государственно-правовое управление. Однако в ГПУ Администрации Президента РФ есть целый ряд замечаний. Для нас они весьма и весьма ценны, с абсолютным большинством из них согласны. Поэтому мы сейчас выбираем трек: или зафиксировать их как обязательные к рассмотрению во втором чтении, или оперативно перевнести сам законопроект», — пояснил Владимир Гутенев.
Правовая коллизияЗа время обсуждения парламентской инициативы «в различных средах» и на «полях» думского экспертного совета по торговле и защите прав потребителей «выяснилось, что маркетплейсы в отличие от традиционных сетей вынуждены принимать к возврату товары, которые традиционные сети не принимают». Речь идет, к примеру, о фармпрепаратах и средствах личной гигиены. «Традиционные сети подобные товары к возврату не принимают, а маркетплейсы, есть такая правовая коллизия, должны это в любом случае принимать. На наш взгляд, это не совсем правильно», — уточнил Гутенев.
По его словам, время, «которое прошло в обсуждениях законопроекта с экспертным сообществом», дало очень много дополнительной информации. «Тем не менее мы видим, что, к сожалению, несмотря на то, что порядка на маркетплейсах стало больше, все равно достаточно много вскрывается фактов, когда или контрафакт, или фальсификат продается, а иногда и запрещенные к выпуску продукты. При этом модератор торговой площадки ответственность не несет», — отметил глава комитета.
Позиция кабмина и ГПУ Президента РФ в вопросах регулирования маркетплейсов обязывает с первых дней осенней сессии активно приступить к работе над поправками, подчеркнул соавтор инициативы. Он напомнил, что в конце июля в первом чтении был принят законопроект, обязывающий маркетплейсы предоставлять техническую возможность для продавцов товаров размещать ссылки на сертификаты из Росаккредитации.
«Сейчас уже есть опыт, когда до 20 миллионов карточек было подгружено благодаря эксперименту, который проводит Роспотребнадзор, — это примерно 5-7 процентов рынка, — напомнил Владимир Гутенев. — В этом наибольшие результаты показали Ozon и Wildberries. Пока это носит необязательный характер. Но мы считаем, что у потребителя должна быть возможность получить подтверждение, что на партию соответствующего товара проведены все необходимые обследования, что есть сертификат и, соответственно, этот сертификат выдавала аккредитованная лаборатория».
По мнению депутата, к завершению осенней сессии оба законопроекта будут доработаны и «долгожданные результаты будут получены».
Владимир Гутенев. © Игорь Самохвалов/ПГ Важно снять риски
По данным ФАС, коллективное доминирующее положение Wildberries и Ozon приблизилось к 80 процентам рынка. Из отчета Ozon следует, что по итогам 2023 года компания впервые в своей истории достигла положительного значения скорректированного показателя EBITDA (прибыль до налогообложения + расходы по процентам + расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов ± переоценка активов) — 4,2 миллиарда рублей. В то же время оборот, включая услуги, вырос по сравнению с 2022 годом на 111 процентов и составил 1,7 триллиона рублей. По результатам года компания отмечает, что в 2023 году платформа Ozon связала 46 миллионов покупателей с 450 тысячами продавцов. Каждый день компания доставляет более 2,5 миллиона заказов покупателям в шести странах.
Согласно отчетности Wildberries, общая выручка компании в 2023 году выросла на 70 процентов и составила 539 миллиардов рублей, чистая выручка маркетплейса увеличилась на 87 процентов — до 18,9 миллиарда рублей.
Такой внушительный объем присутствия компаний-лидеров на рынке e-commerce влечет за собой и серьезные обязательства, поэтому в профессиональном сообществе внимательно отслеживают развитие темы в правовом поле. Как пояснили нашему изданию в пресс-службе Ozon, разработка законопроекта о регулировании маркетплейсов «является важным шагом, необходимым для отрасли, достигшей таких масштабов». «Однако нужно понимать, что жесткие механизмы остановят активный рост бизнеса сотен тысяч предпринимателей и негативно скажутся на миллионах россиян, которые с каждым годом все чаще покупают на маркетплейсах, — признал собеседник «Парламентской газеты». — Ряд пунктов текущей версии законопроекта несет существенные риски в этом направлении».
К примеру, документ предполагает запрет на собственные скидки со стороны маркетплейса. «При этом чтобы сохранить лояльность покупателей и одновременно стимулировать продажи продавцов, мы активно инвестируем в скидки, при этом продавцы не несут затрат на это со своей стороны. Мы надеемся, что законопроект будет дорабатываться в диалоге с бизнесом», — уточнили в пресс-службе.
В Wildberries «Парламентской газете» напомнили, что индустрия e-commerce позволяет зарабатывать миллионам малых и средних предпринимателей, логистическим компаниям, складским операторам и их сотрудникам. «Учитывая это, отраслевое регулирование должно быть нацеленным на долгосрочное стабильное развитие отрасли и всех участников, а не иметь сдерживающий характер. Текущая редакция законопроекта содержит положения, которые могут оказать негативное влияние на развитие отрасли», — пояснили в компании.
«Например, некоторые положения законопроекта нарушают принципы свободной экономической деятельности. В первую очередь речь идет об ограничении размера совокупной стоимости услуг агрегаторов, занимающих значимое положение на рынке, — не более десяти процентов от цены товара. Это не учитывает экономическую модель работы маркетплейсов, чьи издержки на предоставление услуг могут быть просто не покрыты, а, следовательно, сама деятельность площадки будет лишена экономического смысла», — добавили в пресс-службе.
В Wildberries считают, что новое регулирование должно быть взвешенным. В компании рассчитывают, «что текст законопроекта будет дорабатываться с привлечением бизнес-сообщества до рассмотрения в первом чтении».
И не забыть про права работниковВ том числе необходимо доработать вопросы защиты прав трудящихся в индустрии e-commerce. Колоссальная динамика платформенной экономики не только свидетельствует о потенциале цифровых технологий, но и, как и любая медаль, имеет и оборотную сторону, считает сенатор Артем Шейкин. К рискам и вызовам он относит слабую защищенность работников маркетплейсов.
«Платформенная экономика, с ее удобством и доступностью, быстро меняет ландшафт рынка труда, — объяснил парламентарий свою точку зрения. — Большинство работников на таких платформах — самозанятые. Отмечу, что в последние годы в России наблюдается стремительный рост числа таких граждан. Статистические данные говорят сами за себя: в 2020 году их было около 4,5 миллиона, а уже в 2023 году — более 7 миллионов».
Однако эта привлекательная гибкость часто сопровождается рисками. К числу таковых Шейкин относит отсутствие гарантий: «Социальная незащищенность — ключевая проблема. Платформенные работники зачастую лишены гарантий. Отсутствие отпусков и больничных, а также необходимость переработки для поддержания дохода создают неустойчивую среду труда».
Отсутствие трудовых отношений затрудняет и государственный контроль над рынком труда. Это, по словам сенатора, препятствует обеспечению справедливых условий труда и защите работников.
Еще один недостаток — система штрафов, которую применяют владельцы платформ к работникам. Работников, которые предлагают свои услуги и товары через интернет-платформы, могут оштрафовать за что угодно. Например, пешего курьера могут оштрафовать, если он опоздает на несколько минут, а таксистов и ремонтников — за плохие оценки и отзывы клиентов. Причем суммы санкций порой превышают доход человека, разместившего свое объявление или товар.