Лукашенко и «армянское счастье»: «древний человек» советует не верить Западу
Президент Белоруссии Александр Лукашенко на встрече 12 сентября с представителями различных национальностей, проживающих в стране, выступил в поддержку сохранения добрых отношений с Арменией. Своими мыслями белорусский лидер поделился по прошествии трёх месяцев с громких заявлений премьер-министра Никола Пашиняна. Глава правительства закавказской республики в середине июня фактически разорвал межгосударственные отношения с союзником по ОДКБ и партнёром по ЕАЭС.
Напомним, выступая 13 июня в парламенте Армении, Пашинян заявил, что теоретически ситуация вокруг ОДКБ может измениться, если Белоруссия решит выйти из организации или президент Белоруссии «принесёт извинения и представит такие разъяснения, которые будут приемлемы для народа Армении».
«Глава одного из государств-членов ОДКБ заявляет, что участвовал в подготовке 44-дневной войны (в Карабахе осенью 2020 года), поощрял, верил и желал победы Азербайджана. И после этого я должен поехать и сидеть и обсуждать этот вопрос с президентом Беларуси в формате ОДКБ? Хотя есть и такая ситуация, что в той или иной степени я буду вынужден (общаться с президентом Белоруссии) в рамках ЕАЭС и СНГ, но также хочу сказать следующее: я констатирую, что больше никогда не буду посещать Беларусь до тех пор, пока Александр Лукашенко будет президентом Беларуси. И в целом заявляю, что отныне ни один официальный представитель Республики Армения не будет посещать Беларусь», — указал Пашинян.В Минске в тот же день ответили на адресованное Лукашенко предложение извиниться. Официальный представитель МИД Белоруссии Анатолий Глаз предположил, что заявления армянского премьера являются способом отвлечь внимание от внутренних проблем республики. Дипломат подчеркнул, что Минск не планирует ухудшать отношения с Ереваном, несмотря на то, что «к этому армянское руководство подталкивают внешние игроки».
Позже МИД Армении вызвал в Ереван для консультаций посла Размика Хумаряна в Белоруссии. Минск отреагировал зеркально — посол Александр Конюк был отозван для консультаций.
Встречаясь в мае с Ильхамом Алиевым, белорусский президент рассказал о разговоре с азербайджанским коллегой перед, по его словам, «освободительной войной» в Карабахе. По итогам того общения, опять же со слов главы Белоруссии, стороны «пришли к выводу, что в войне победить можно».
После этого, выступая 22 мая в парламенте республики, Никол Пашинян заявил о том, что «как минимум две страны Организации Договора о коллективной безопасности принимали участие в подготовке к 44-дневной войне в Карабахе в 2020 году, действуя не на стороне Армении». Очевидно, помимо Белоруссии, он имел в виду и Россию.
Возвращаясь к встрече Лукашенко с представителями национальных общин Белоруссии, следует признать, что в прошлый четверг он был подчёркнуто доброжелателен по отношению к армянскому народу, но вновь не устоял против довольно колких замечаний, адресатом которых стали власти закавказской республики.
«Неплохо было бы, если бы у нас, как и прежде, при всех недостатках и нюансах строились добрые отношения с Арменией. Поверьте, нашей вины в этом (в разрыве отношений) абсолютно нет», — уверял он.При этом белорусский лидер обратил внимание, что Минск старался помогать армянской стороне, и «сотрудничество строилось, как с самыми близкими людьми».
«Но вот, видите, захотелось на Запад, в ЕС. Какой Запад?», — задался Лукашенко риторическим вопросом.По его словам, после того, как в Соединённых Штатах пройдут выборы, безотносительно к тому, кто станет новым хозяином Белого дома, начнёт меняться и американская политика, и «она станет совсем иной по отношению к другим странам».
«У них привычка такая: „А вы кто? Мы вас не знаем. — Как не знаете, мы же с вами дружили, вы нам оружие поставляли… — Нет, это были не мы“», — образно спрогнозировал Лукашенко дальнейшую ситуацию в армяно-американских отношениях.Как отметил президент страны, он всегда про это говорил армянским лидерам, потому что видел многое во внешней политике, как «древний человек» в данной сфере.
«Армяне — очень умные люди. В ближайшее время они разберутся, где их счастье», — выразил уверенность глава государства.Белорусский лидер далее призвал армянскую сторону не терять, что у неё есть: «У вас в руках эта синица. Ну не гоняйтесь пока за журавлем. Пускай эта синица у вас будет в руках».
«Не теряйте эту дружбу, это братство. Это единый рынок в экономике, это взаимная помощь. Не теряйте это, потому что вы, это потеряв, можете там не приобрести ничего», — пояснил он свою мысль.Лукашенко подчеркнул исключительно хорошее отношение в Белоруссии к представителям армянской диаспоры.
«Вы для меня уже не армяне — вы для меня белорусы. Вы — наши люди, наши граждане. Вы сорвались (со своих мест, покинули родину. — Ред.), судьба у вас такая. И многие ведь не от счастья приехали. Мы должны вас принять в семью и обогреть, сделать всё для того, чтобы вы могли работать и зарабатывать… Приезжайте побольше. Пусть семьи приезжают. Работы и земли для всех хватит», — заверил президент.Тёплые слова и добрые напутствия Лукашенко нашёл и для представителей других национальностей, проживающих в Белоруссии. Так, глава государства напомнил, что более шестисот лет назад на территорию современной Белоруссии пришли евреи. Гонимые и преследуемые в различных уголках мира, тут они обрели возможность свободно и спокойно жить.
«И вплоть до Великой Отечественной войны по численности уступали лишь коренному населению. Что говорить, белорусская земля стала колыбелью для трёх президентов Государства Израиль: Залман Шазар, Хаим Вейцман, Шимон Перес — помните эти фамилии», — отметил Лукашенко.Одновременно с евреями на белорусскую землю пришли татары.
«Уникальный народ: храбрый, справедливый, воинственный. К нам он пришёл с миром — по приглашению местных князей, чтобы помочь защитить наши земли. Перековав мечи на орала, татары внесли большой вклад в развитие материальной и духовной культуры Беларуси. И сегодня город Ивье (в Гродненской области), один из центров их компактного проживания, по праву славится своими успехами в экономической и духовной сферах», — сделал он небольшой экскурс в историю.Не забыл Лукашенко и о представителях азербайджанской общины страны, которые, по его словам, успешно обустраивают в Белоруссии свою жизнь.
Приходится констатировать, что отношение к Лукашенко в Армении в целом негативное, причём это наблюдается практически со стороны всех политических сил закавказской республики. Отличается лишь степень негативного восприятия бессменного лидера дружественной страны. Власть и её политические союзники его откровенно недолюбливают. Оппозиция же, в том числе и радикальная, которая добивается отставки правительства Пашиняна, относится к Лукашенко настороженно. Свежи в памяти его критические замечания в адрес руководства республики, включая бывшего, правившего до «бархатной революции» 2018 года.
Совсем недавно, в августе текущего года, группа активистов из малочисленных партий прозападного толка (мелкая блоха злее кусает) закидала яйцами, помидорами и картофелем вход в здание белорусского посольства в Ереване, выкрикивая: «Вон из Армении!».
Поводом для такой агрессивности стали высказывания Лукашенко. Он подверг критике стремление Еревана сблизиться с западными странами и назвал неправильным терять связь с общим рынком постсоветских стран.
«Вы видите и политику Армении. Ну, что это за политика?! Ну, кому армяне нужны, кроме нас? Никому они не нужны. Пусть развивают свою экономику и ориентируются на то, что у них есть. Какая Франция? Какой (президент Эммануэль) Макрон? Завтра Макрона не будет, и все забудут про эту Армению», — рассказал белорусский лидер (цитата по агентству БелТА).В феврале 2022 года Лукашенко «спровоцировал» в Армении похожую волну общественно-политического недовольства, когда в свойственной ему прямолинейной манере заявил, что республике «деваться некуда» и еë путь безальтернативно лежит в Союзное государство с Россией и Белоруссией.
К сожалению, армяно-белорусские отношения на фоне вышеуказанных событий трёхмесячной давности серьёзно испорчены. Настолько, что о взаимном доверии придётся забыть даже в случае ускоренной оттепели в межгосударственных отношениях. Никол Пашинян своим заявлением о том, что не поедет в Минск пока там у власти Лукашенко, дал ясно понять, когда власти в Ереване видят возможность восстановления отношений и при каких «новых обстоятельствах». Нынешнее армянское руководство, как можно понять, «поставило крест» на действующем белорусском президенте. При этом оно прозрачно намекает, кого видит «альтернативой» Лукашенко и с кем готово вести дела, в том числе в вопросе армяно-белорусского примирения.
К Лукашенко можно относиться по-разному. Его назидательные речи в отношении властей Армении и народа республики иной раз на самом деле далеки от политической корректности. Однако восприятие белорусского лидера в качестве «враждебного элемента» для Армении в корне неверно. Он видит ситуацию на Южном Кавказе из Минска и оценивает её, исходя из интересов своей страны. Только два примера из сравнительно недалёкого прошлого.
В июне 2010 года Азербайджан предоставил Белоруссии кредит в 200 миллионов долларов на 12 дней для оплаты поставок газа из России, а спустя год, в августе 2011-го, Азербайджан под гарантии белорусского правительства выделил кредит в $ 300 млн «Беларуськалию». Заметим, срочное кредитование Минска по просьбе тамошних властей обеспечили не Ереван и даже не Москва, а Баку, где Ильхам Алиев уже активно готовился к «освободительной войне» в Карабахе. Думается, это многое объясняет.
В наши дни озадачивает не только отторжительное восприятие Лукашенко на армянской политической сцене. С подачи некоторых политсил в республике стало широко распространённым следующее мнение: «что Владимир Путин считает не удобным для себя говорить в адрес Армении, декларирует Александр Лукашенко». Проще говоря, что «реально думает» глава российского государства по имеющим отношение к Еревану вопросам, якобы озвучивает белорусский лидер.
Такое выдуманное «разделение труда», разумеется, является одним из ярких свидетельств набирающих в Армении антироссийских настроений. Роль Запада в их провоцировании несомненна, но здесь нельзя не замечать и благодатную внутреннюю почву в республике для подобных вымышленных конспирологических теорий. С их помощью «всё легко объясняется», а главное — создаётся иллюзия внешнего заговора и проистекающих из него армянских бед, собственная ответственность за прошлые ошибки перекладывается на чужие плечи.
После каждого выступления Лукашенко с назидательными нотками в провластных кругах Армении проявляются симптомы «панической атаки», непреодолимый порыв опровергнуть его очередные высказывания, сводящиеся к посылу «Запад вам не поможет». Официальный Ереван, как правило, незамедлительно и довольно жёстко реагирует на наскоки на его суверенное право самостоятельно определять свой внешнеполитический курс. Впрочем, иной раз он попросту не обращает внимание на реплики из Минска.
Между тем на самом деле у всех партнёров США и ЕС на постсоветском пространстве, за исключением, пожалуй, трёх республик Балтии, которых 20 лет назад взяли под «натовский колпак», ничтожно малые шансы получить реальную и одновременно что-то решающую помощь в случае кризисных ситуаций. В Ереване на это скажут, что такие шансы невелики и в случае с тем же Минском, остающимся де-факто союзником по ОДКБ. Да, возможно. Но Лукашенко прав как минимум в том, что у западников всегда найдётся больше отговорок, относительно того, что они сейчас «срочно заняты другими делами», а также советов «защититься самим».