Эксперт ярославского минздрава рассказал о мероприятиях ко Дню безопасности пациентов
С 16 по 22 сентября в России проводится неделя безопасности пациента и популяризации центров здоровья в честь Всемирного дня безопасности пациента 17 сентября. Ее девиз в этом году – «Не допускайте ошибок, помните о безопасности!», а тема – «Улучшение диагностики для безопасности пациентов». Об истории Всемирного дня безопасности пациентов, его значении и задачах рассказал главный внештатный специалист по медицинской профилактике министерства здравоохранения Ярославской области Сергей Яковлев.
– Сергей Валентинович, расскажите, насколько важна своевременная и корректная постановка диагноза пациенту?
– Правильная и своевременная постановка диагноза крайне важна для защиты пациентов и улучшения исхода заболевания. Диагноз определяет суть заболевания. Чтобы поставить диагноз, пациенты и обслуживающие их врачи должны совместно пройти сложный и порой длительный диагностический процесс. Он включает в себя беседу с пациентом, осмотр, тестирование и анализ результатов, после чего ставится окончательный диагноз и назначается лечение. Диагностические ошибки, которые возможны на любом этапе, могут повлечь за собой серьезные последствия. Запоздалая, ошибочная или пропущенная постановка диагноза способна продлить болезнь пациента, а в некоторых случаях привести к его инвалидности и даже к смерти.
– Расскажите о Всемирном дне безопасности пациентов. Что это за событие, и в чем его важность?
– Всемирный день безопасности пациентов служит поводом повысить осведомленность населения и укрепить сотрудничество между пациентами, медицинскими работниками, политиками и лидерами здравоохранения в интересах повышения безопасности получателей медицинской помощи.
Признавая безопасность пациентов ключевым приоритетом здравоохранения, Всемирная ассамблея здравоохранения в рамках 72-й сессии 25 мая 2019 года приняла резолюцию «Глобальные действия по обеспечению безопасности пациентов» и объявила 17 сентября Всемирным днем безопасности пациентов.
– А какую роль играют в этом процессе сами пациенты? Что зависит от их грамотного поведения?
– Роль самих пациентов в повышении безопасности при оказании медицинской помощи важна и может возрастать, если пациент своевременно обратится за медицинской помощью, будет предоставлять полную и точную информацию о своем здоровье, не будет стесняться задавать медицинскому работнику интересующие его вопросы о диагнозе, плане лечения, возможных рисках и т.д. Необходимо информировать медицинских работников о любых отклонениях в состоянии здоровья при проведении лечения. Важно самим пациентам стараться вести здоровый образ жизни, чтобы добиться улучшения состояния здоровья.
– Какие мероприятия будут проходить в течение этой профилактической недели?
– В сентябре 2024 года Минздравом России совместно с Росздравнадзором запланированы мероприятия, посвященные Всемирному дню безопасности пациентов:
– интерактивный опрос для пациентов и медицинских работников по актуальным вопросам безопасности пациентов, цель которого – анализ осведомленности о приоритетных вопросах, связанных с безопасностью при получении и предоставлении медицинской помощи;
– проведение региональных тематических пресс-конференций и брифингов по вопросам безопасности пациентов с участием представителей ВОЗ в Российской Федерации, представителей Минздрава России, Росздравнадзора, органов государственной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья, а также ведущих медицинских, научных и образовательных организаций в сфере здравоохранения и профессиональных медицинских сообществ;
– проведение тематических мероприятий, посвященных Всемирному дню безопасности пациентов: интерактивных мастер-классов, лекций, тематических встреч, дней открытых дверей и иных мероприятий, включая инициативы по привлечению внимания пациентов и их родственников к вопросам диагностики и важности соблюдения требований по подготовке к диагностическим исследованиям;
– проведение всероссийского конкурса «Лидер качества в здравоохранении» – для команд специалистов в сфере здравоохранения, реализовавших успешные проекты, направленные на улучшение качества и безопасности медицинской деятельности.
– Чем полезно для пациентов посещение центров здоровья? Какая работа в них проводится?
– Большую роль в формировании здорового образа жизни населения играют центры здоровья, которые повышают компетентность населения в вопросах сохранения и укрепления здоровья, формируют культуру здоровья, повышают престижность здоровья, качество жизни, в том числе способствуют формированию мотивационных установок к отказу от употребления табака, алкоголя и иных факторов риска развития неинфекционных заболеваний. Здесь можно пройти оценку функциональных и адаптивных резервов организма, получить прогноз состояния здоровья. Специалисты проводят мероприятия по формированию здорового образа жизни и мониторинг показателей в области профилактики неинфекционных заболеваний.