Страшные потери вдохновили Ника Кейва на альбом, полный жизнелюбия
Wild God Ника Кейва — один из самых ожидаемых и одновременно неожиданных альбомов сезона.
От подобных артистов мало кто ждет резких поворотов, но именно такой на этом альбоме и случился.
К своей восемнадцатой пластинке Ник Кейв подошел в статусе большого мастера по части музыкального мрака. Его величественные и совсем невеселые песни требовали и требуют усердия, терпения и исключительной, перебивающей слушательский комфорт тяги к прекрасному. На Wild God звучит тот же мрачный голос «крестного отца готики», но на этот раз он призывает радоваться жизни.
Наверное, альбомов, для восприятия которых очень важен сложившийся вокруг них контекст, не так уж много. Но Wild God именно такой. Можно сказать, что Кейв шел к этому релизу довольно долго, получая на этом пути поистине ужасные поводы для вдохновения.
Во время работы над альбомом Skeleton Tree (2016) трагически погибает младший сын Кейва, пятнадцатилетний Артур. Он сорвался со скалы неподалеку от Брайтона, а в ходе медицинских исследований было выявлено наличие в организме подростка тяжелых наркотиков. Утрата ожидаемо придала альбому то, что критики потом назвали «сокрушительным весом», и в итоге изрядно повлияла на следующий релиз — Ghosteen (2019).
Люди, пережившие такие удары судьбы, справляются — или не справляются — с ними по-разному. Кейв решил выпускать музыку и выступать перед публикой, выполняя на концертах функции проповедника, возможно, в первую очередь для самого себя. По словам музыканта, раньше он не чувствовал подобной потребности в общении с людьми, но обстоятельства многое изменили. Кроме записи новых песен Кейв дал большое интервью для документального фильма «Еще раз с чувством», написал книгу «Вера, надежда и резня», где довольно откровенно рассказал публике о том, как пережить то, что кажется настоящим кошмаром.
В 2021 году для музыканта начались новые испытания. Умирает Анита Лейн, участница одного из старых составов The Bad Seeds, а год спустя еще один сын Кейва, 31-летний Джетро, ушел из жизни при неназванных обстоятельствах. Было известно, что молодой человек, работавший моделью и актером, страдал наркоманией и шизофренией.
В ситуации, попасть в которую не все пожелают даже своим лютым врагам, Ник Кейв выбрал, наверное, единственно верный способ — жить дальше. С его же слов, он решил, что было бы несправедливо, в первую очередь по отношению к покинувшим этот мир близким людям, превращаться в мрачного затворника, живущего вечным трауром. И альбом Wild God, видимо, можно считать сочинением человека, выбравшего жизнь, в которой, несмотря ни на что, есть место свету и радости.
Сейчас поп-принцессы вроде Билли Айлиш или Тейлор Свифт бормочут свои песенки, как будто сидя на кушетке у психоаналитика. Кейв никому не жалуется. Он сам сейчас в роли целителя душ — и, нужно признать, неплохо справляется. Строчки вроде «я говорил своим друзьям, что жизнь очень сладка», мягко говоря, не совсем типичны ни для Кейва в сольной подаче, ни для треков The Bad Seeds. И, наверное, поклонникам музыканта следует сформулировать свое отношение ко всему происходящему.
Лидера The Bad Seeds всегда отличало то, что обозначают целостностью натуры. И в давнем уже Murder Ballads (1996 г.), ставшем коммерческой вершиной в дискографии музыканта, и в своих самых радикальных релизах всегда прослеживалась фирменная ухмылка артиста, который умеет ласкать и ранить одновременно. На Wild God это тоже есть, хотя сам альбом больше похож на всплеск эмоций, чем на старательно выработанную стратегию.
Здесь звучат вальс, блюз, что-то напоминающее трип-хоп, и все это пропитано аурой голоса, возможно, самого крутого крунера на планете. В свое время Кейв написал песни, которым уже не суждено устареть: Red Right Hand, Into My Arms, The Ship Song, Where The Wild Roses Grow. Сейчас в хиты попадают по не совсем музыкальному сценарию, поэтому Wild God вряд ли поразит статистикой.
Но это не мешает новым песням звучать мощно и местами торжественно. Long Dark Night и Joy ощутимо наполняют пространство эмоциями, которые хочется пережить снова. А O Wow O Wow (How Wonderful She Is), посвященная Аните Лейн, наверное, может стать в каталоге Кейва одной из лучших песен о любви. «Любовь выдержит, если сможет…» — уверен музыкант. Как же хочется с этим согласиться.
Источник
Tags: Звуковая дорожкаКультураСвежий МК