Примерить костюм Онегина и посетить бал XIX века с помощью искусственного интеллекта предлагает Музей музыки на выставке к юбилею Пушкина
В Российском национальном музее музыки открылась выставка «Онегин. Открытый финал», приуроченная к 225-летию со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина и 145-летию премьеры оперы «Евгений Онегин» Петра Ильича Чайковского. Выставочный проект рассказывает об истории создания романа «Евгений Онегин» и одноименной оперы, актуализируя их содержание для современного читателя и зрителя.
«У посетителей будет возможность выбрать свой маршрут для знакомства с выставкой, начав с выбора темы: «Татьяна», «Ленский» или «Онегин». С помощью искусственного интеллекта посетители смогут написать письмо Евгению Онегину от имени Татьяны Лариной, почувствовать себя Владимиром Ленским, исполнив его знаменитую арию, примерить костюм Онегина, а также окунуться в атмосферу бала того времени», – поделился генеральный директор Музея музыки Михаил Брызгалов.
На выставке представлены театральные костюмы, графические и живописные работы, произведения декоративно-прикладного искусства, эскизы костюмов и декораций к постановкам, авторские музыкальные и литературные рукописи, прижизненные печатные издания, афиши, программы спектаклей, фотографии и видеоматериалы из фондов музея, а также Бахрушинского театрального музея, Исторического музея, Большого и Мариинского театров и других институций и частных собраний.
Среди наиболее ярких экспонатов – академическое юбилейное издание «Евгения Онегина» 1933 года, бальное платье Татьяны из постановки Императорского Мариинского театра 1907 года и дуэльные пистолеты эпохи А. С. Пушкина с капсюльной системой, подобные пистолетам, использованным на дуэли писателя с Дантесом. Отдельного внимания заслуживает альбом автографов и изобразительных материалов, принадлежавший княгине Наталье Голицыной, в котором также присутствует автограф А. С. Пушкина.
Впервые на выставке будет представлен отреставрированный в августе 2024 года оригинал партитуры оперы «Евгений Онегин» П. И. Чайковского, которая сохранила не только сам процесс работы композитора над оперой, но и отпечаток дальнейшей судьбы произведения. В партитуре содержатся пометы издателя Петра Юргенсона, а также дирижерские пометы Николая Рубинштейна.
Посетить выставку можно в филиале Музея музыки – Музее Чайковского – до 12 января 2025 года.