В Петербурге восстановили старинный английский орган, изготовленный в Шеффилде
Благодаря уникальной технологии конструкции, он превосходил по звучанию все существовавшие тогда в Европе. Сегодня специалисты провели первую настройку звучания и определения строя. Всё должно быть выверено идеально. Ведь играть этот чудом сохранившийся памятник мировой музыкальной культуры будет с оркестром на новой площадке Музыкального театра имени Шаляпина на Английской набережной.
Первый камерный концерт в реставрационной мастерской, и он же первый после восстановления старинного органа. Для настройки звучания в классическом дуэте со скрипкой прекрасно подошла ария Баха.
Музыкальный строй старинного органа, как признали специалисты, далек от современных стандартов. Пока не понятно, что с этим делать. Но радует, что семьдесят лет молчания, пережитые войны и революции не сказались на его «сверкающе-огненном» звучании, как писали современники старинного инструмента.
«В источниках можно почерпнуть такую информацию, что был очень глубокий тембр с богатым звуком с мягким певучим тоном. Мы все, органисты, стараемся всегда привести всевозможные, скажем так, моменты, связанные с историей, в их первоначальный вид. И в данном случае тоже, конечно, хочется, чтобы этот инструмент все-таки приблизился к тому, что делали Бридли и Фостер», – отметила музыкант симфонического оркестра «Северная симфония» Санкт-Петербургского государственного музыкального театра им. Ф.И. Шаляпина Ольга Котлярова.
Планируется, что старинный орган в будущем будет солировать с симфоническим оркестром, поэтому так важно добиться его безупречной игры.
«Вот такая нота, она предполагает 400. От 440 до 443, 444 герц. Это как бы такая традиция нашего времени. Средневековье, когда были другие струны не металлические, жильные они были. Их не так натягивали, то есть у них был строй весь ниже», – отметила скрипач, концертмейстер Санкт-Петербургского государственного музыкального театра им. Ф.И. Шаляпина Сандра Шиндер.
До идеального звука предстоит еще много настроек. Это только промежуточный этап, говорят специалисты.
«Строй зависит от длины труб, толщины, диаметра и так далее. Это все вещи, которые до какой то степени можно контролировать. Можно как-то с ними можно играть, скажем так, чтобы чуть-чуть выше, чуть-чуть ниже. Дальше мы, конечно, сообщим вам, какие будут приняты решения и как сделать так, чтобы максимально совпали интонация оркестровая с инструментом, с органом», – отметил художественный руководитель Санкт-Петербургского государственного музыкального театра им. Ф.И. Шаляпина Фабио Мастранджело.
Впрочем, успешную спасательную операцию и приведение в чувство старинного органа уже можно назвать чудом. Для российской империи в XIX веке таких собрали всего четыре, но сохранился только один. Самому совершенному инструменту своего времени удалось вернуть первозданный вид.
Еще одна уникальная особенность старинного органа это ручная подача воздуха в меха. С помощью вот этого колеса. Так раньше играли на церковных службах. Реставраторы сохранили эту способность инструмента, но для игры на продолжительных концертах подключили электродвигатель.
Инструмент полностью собрали в мастерской, дополняя утраченные фрагменты. Как только решится вопрос с музыкальным строем, ему снова предстоит пережить разбор, чтобы вернуть его на историческое место. Мириады пронумерованных деталей, трактур или проволочек опять найдут свое место, а каждую трубу подстроят под акустику нового концертного зала, где старинному органу снова предстоит стать солистом.