Китайские компании жалуются на очереди в «ВТБ Шанхай»
Россия заняла шестое место в экспорте КНР за 2023 год. Однако финансовые организации Поднебесной отказываются принимать платежи из РФ, опасаясь вторичных санкций со стороны США.
– Китайские поставщики стараются найти решение, мы выстраиваемся в очередь, чтобы подать заявку на банковский счёт в шанхайском отделении ВТБ, но получение платежа на наш счёт занимает от одного до двух месяцев. Это влияет на экспортёров в Китае и клиентов, которых у нас много в России, – рассказывает «Октагону» представитель компании-поставщика морепродуктов в РФ.
«ВТБ Шанхай» попал под санкции США 12 июня 2024 года, спустя больше двух лет после введения Штатами и ЕС финансовых ограничений против ВТБ. За несколько месяцев до этого решения глава банка Андрей Костин заявил, что шанхайский офис способен взять на себя функцию основного расчётного центра в юанях в торговых операциях с КНР.
Весной у отделения начались проблемы из-за роста числа клиентов – с 1,3 тыс. до почти 25 тыс. Костин пообещал увеличить штат филиала с 60 до 200 сотрудников. «Октагон» обнаружил на популярных онлайн-сервисах по поиску работы в КНР и России лишь несколько вакансий, связанных с этим офисом ВТБ. В одном случае работнику предлагают от 15 до 24 тыс. юаней, в другом уровень зарплаты не указан.
Редакция направила запрос в ВТБ с просьбой прокомментировать текущую ситуацию с платежами. На момент выхода публикации ответ получен не был.
Трудности в расчётах КНР и России продолжились после визита в Пекин госсекретаря США Энтони Блинкена в конце апреля. Опасаясь попасть под вторичные американские санкции из-за юаней с «российским следом», местные компании начали избегать шанхайское отделение ВТБ. В июне и июле офис, по данным СМИ, уже блокировал контрагентам в Китае транзакции от подсанкционных банков РФ. Его руководство предлагало отечественным импортёрам товаров из КНР искать «чистые» юани у предприятий, которые получают выручку в китайской валюте.
«Октагон» опросил ряд компаний из Китая и выяснил, что в числе других рабочих схем – расчёты через банки Гонконга и находящихся вне России платёжных агентов, чьи комиссии за покупку валютной выручки достигают 10 процентов. Бизнес последние два года пытается работать с банками Казахстана, Киргизии и других стран. Секретарь Российско-Азиатского союза промышленников и предпринимателей Максим Спасский рассказал, что сейчас компании, которые заинтересованы в переводе денег в Россию, делают это также и через договоры с цессией, проводят взаимозачёты встречных требований. В этом случае власти США не могут наказать юрлицо из КНР, потому что банки к этому не имеют никакого отношения.
КНР уже заключала бартерные сделки с Малайзией и Ираном в 2019 и 2021 годах. В январе Минэкономразвития выпустило «Навигатор по внешнеторговым бартерным сделкам», а в начале сентября глава МИД России Сергей Лавров говорил, что переход на этот способ торговли возможен, но необходимости в нём пока нет.
Эксперты на рынке предупреждали, что, пользуясь сложным положением российских контрагентов, китайские партнёры будут завышать цены на свои товары. По словам Спасского, отечественный бизнес хочет стопроцентных гарантий и решений, но их дают только мошенники.
– Появилось много неправдивой информации. Например, провинциальный банк КНР объявляет, что принимает платежи из РФ. Но когда вы приходите открывать расчётный счёт, вам ставят условие положить на него годовой депозит в несколько миллионов. Вы делаете это, но проходит всего несколько платежей. В российских банках тоже невыгодно говорить правду. Там заявляют, что платежи проходят, принимают деньги, конвертируют их по своему курсу, берут комиссии за отправки, но деньги возвращаются. Казалось, вас не обманули. Но за обратный выкуп этих юаней вы теряете около 10 процентов, а комиссия не возвращается, – рассказывает он «Октагону».
Несмотря на хорошие отношения Москвы и Пекина, китайские монетарные власти стараются не рисковать. Доля доллара в мировых расчётах через SWIFT составляет 46,56 процента, а в десятку финансовых учреждений с самой высокой рыночной капитализацией в мире входит четыре банка из Поднебесной: Промышленно-торговый банк Китая ICBC (228,3 млрд долларов), Сельскохозяйственный банк Китая (168,9 млрд долларов), Китайский строительный банк (162,8 млрд долларов) и Bank of China (147,3 млрд долларов).
Примечательно, что вьетнамские компании, которые поставляют товары в Россию, весьма довольны ВРБ – Вьетнамско-российским банком. Он создан BIDV – Объединённым коммерческим банком инвестиций и развития Вьетнама и ВТБ.
– Компании проводят платежи через его отделения. Сейчас это занимает 24 часа, раньше было дольше. Частные лица в основном пользуются криптовалютой. Может быть, и бизнес до этого дойдёт, – поделились с «Октагоном» представители вьетнамской компании, которая планирует поставлять в Россию продукты питания.
Однако в КНР расчёты в криптовалюте невозможны: с августа 2024 года операции с криптовалютой и другими виртуальными активами признаны в Китае одним из методов отмывания денег.