Генпрокуратура выставляет счёт Украине и американским банкам
Как следует из карточки дела, истец – заместитель генпрокурора России. Личность не уточняется, у Игоря Краснова одиннадцать замов. Именно заместители генпрокурора в последние два года выступают истцами по десяткам дел о возврате в госсобственность стратегических активов.
В качестве соответчиков указаны Совет национальной безопасности и обороны Украины, Нацбанк Украины, JPMorgan Chase Bank, The Bank of New York Mellon, государственный «Национальный фонд инвестиций Украины». Третьи лица: Сбербанк, АО «Коммерческий банк “Ситибанк”», московское ООО КБ «Дж.П. Морган Банк Интернешнл» и украинский АО «Международный резервный банк».
Заявление оперативно принято к производству, судебное заседание в Арбитражном суде Московской области назначено на 5 ноября. Речь идёт о финансовых требованиях к Украине за национализацию «дочки» Сбербанка весной 2022 года, ущерб оценён в 372 млн долларов, эти деньги хранились на счетах американских банков. Генпрокуратура рассчитывает, что зарегистрированных в России активов подразделений двух американских банков, «Ситибанка» и «Дж.П. Морган Банка», будет достаточно для погашения претензий.
Прокуратура в арбитражном иске также указала, что американские власти намерены передать заблокированные российские средства на военные цели Киева. Судья Ирина Быковских уже вынесла постановление об обеспечительных мерах – аресте счетов «Ситибанка» и «Дж.П. Морган Банк Интернешнл».
В кредитных учреждениях США находились корреспондентские счета многих отечественных банков, но после начала СВО их заморозили. JPMorgan и BoNY в начале 2023 года прекратили обслуживать корсчета не попавшего под санкции «Газпромбанка».
Прокуратура ранее в подобных судебных конфликтах участия не принимала. В апреле 2024 года ВТБ подал иск к JP Morgan в арбитражный суд Петербурга и Ленобласти за блокировку 440 млн долларов на корсчёте банка. Американские финансисты подали встречный иск в Нью-Йорке и заявили, что законодательство Штатов запрещает им выдавать российские деньги. В итоге Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленобласти арестовал активы JPMorgan в РФ.
После начала специальной военной операции на Украине западные банки в качестве санкций заблокировали порядка 300 млрд долларов активов Банка России в виде денежных средств и ценных бумаг (около двух третей заблокированных активов приходятся на ЕС). В мае Совет ЕС распорядился направить 90 процентов от замороженных активов России в Европейский фонд мира и другие структуры, а 10 процентов – на программы поддержки Киева и укрепление обороны ЕС. Первые деньги из Брюсселя от замороженных активов России, 2,5–3 млрд евро ежегодно, уже поступают ВСУ. Украина получила 1,4–1,5 млрд евро в начале августа. Министр обороны Украины Рустем Умеров сообщал, что на них купят боеприпасы и средства ПВО. В конце сентября США заявили ЕС, что направят Украине 20 млрд долларов за счёт активов ЦБ РФ в рамках крупного пакета помощи Украине от G7, если Брюссель увеличит срок действия своих санкций против России.
Москва готовит папочки к переговорамОпрошенные «Октагоном» эксперты отметили, что иск Генпрокуратуры – задел на будущее и часть борьбы с Соединёнными Штатами и Евросоюзом, которые близки к предоставлению Киеву средств за счёт замороженных активов Банка России.
Эксперт, член экспертного совета Института фондового рынка и управления Михаил Беляев считает, что иск ведомства Краснова может оказать давление на Киев. Следствием судебных разбирательств может стать сокращение финансирования Украины со стороны Запада.
– Генпрокуратуру волнует передача доходов от российских замороженных активов для Украины. Неправомерность там только одна: их блокировка в финансовых учреждениях Запада. Права на владение ими нас никто не лишал. Перехода собственности не было. Их ещё не украли. Так что можно одержать юридическую победу, разблокировать наши активы и пытаться вернуть их в Россию. Нужно выяснить, на каких основаниях они были размещены и на какой срок. Нужно вернуть и проценты плюс возможные пени и штрафы за просрочку и задержание, – делится мнением собеседник.
Директор Института нового общества Василий Колташов отметил, что помешать передаче денег США Украине у Генпрокуратуры не получится, но иск может свидетельствовать о подготовке к будущему частичному изъятию собственности Украины и о формировании блока претензий к её госструктурам и заодно – к западным структурам.
– Когда начнутся переговоры о мире, в папке с российскими претензиями появятся и финансовые. Это три миллиарда долларов невыплаченного долга Украиной (выданы ещё в 2013 году правительству Януковича), незаконное получение денег из средств российских резервов, то есть хищение. Западные банки говорят: мы передали проценты с замороженных российских активов Украине. Но эти деньги становятся российскими не в момент, когда их забрали из банка, а когда они с этой маркировкой попали в распоряжение Киева. Поэтому у западных финансовых структур не получится заявить, что это были «просто деньги», что Киеву их не давали. Они должны отвечать по чеку, – рассуждает эксперт.
Россия вправе утверждать, что все полученные с Запада деньги Украины – проценты от ценных бумаг РФ, пока не получено доказательств об обратном, считает Колташов. По его оценкам, 300 млрд долларов активов Банка РФ за три года принесли банкам Запада суммарно более 10 процентов доходности, это 40–50 млрд долларов.
– Формируется пласт юридически точных претензий, каждая из которых, как кинжал врезается в плоть украинской высшей администрации. Они обрекают их на войну «до последнего украинца» и не дают вести переговоры на своих условиях. Россия может выдвинуть сколь угодно мягкие территориальные претензии, но оплатить счета нужно немедленно. Киев не может этого сделать, они банкроты. И даже пообещать не в состоянии – потому что живёт на подаяния. Зеленский ходит выпрашивать каждый миллиард долларов, присваивая себе солидную комиссию, – резюмирует Колташов.