Скачок цен на газ грозит новыми коммунальными катастрофами
Цена на газ для всех потребителей уже выросла в России с 1 июля на 11,2 процента. Первоначально планировалось, что очередное повышение пройдёт следующим летом и будет более щадящим – на 8,2 процента. Однако на прошлой неделе позиция власти изменилась. Во внесённом на прошлой неделе в Госдуму проекте бюджета говорится о предстоящей отмене льготных газовых тарифов для электроэнергетики и ЖКХ. В результате с 1 июля 2025 года они подскочат сразу на 21,3 процента.
Правительство РФ сообщило, что рекордная прибавка вводится для «продолжения реализации программ социальной газификации».
После ухода с европейского рынка по итогам 2023 года ресурсная монополия получила чистый убыток в размере 629 млрд рублей. Годом ранее прибыль составляла 1,2 трлн руб.
Тарифные ножницыТарифы на отопление для населения выросли прошедшим летом в среднем на 10 процентов. Ещё весной представители Правительства гарантировали, что в последующие годы индексация не превысит 4–5 процентов. Однако в проект бюджета РФ на 2025 год заложено повышение в среднем ещё на 11,9 процента.
Если в текущем году рост тарифов для населения был соизмерим росту нагрузки на производителей тепла, то начиная со следующего года отрасль попадёт в тарифные ножницы. Учитывая, что доля расходов на газ в себестоимости тепла составляет порядка 70 процентов, выручка ресурсоснабжающих организаций упадёт в среднем на 6–7 процентов. Такое снижение переживут далеко не все участники рынка.
Лидер движения «Народный жилищный инспектор» Сергей Креков в разговоре с «Октагоном» выразил сомнение в обоснованности устанавливаемых государством тарифов на газ. В 2022 году возглавляемая им организация провела исследование, по итогам которого сделан вывод, что тарифная политика при определении стоимости трубопроводного газа не опирается на стоимость добычи и транспортировки, а неравномерный темп индексации по регионам говорит о том, что величину тарифа и размер индексации устанавливают произвольно.
– Непропорциональный рост тарифов на газ, являющийся основной статьёй расходов при теплогенерации, и тарифов на отопление ставит теплоснабжающие компании на грань выживания. Ситуация для них также стремительно ухудшается и в связи с резким ростом задолженности за услуги ЖКХ, – считает эксперт.
Главный удар – по малым и средним городамОпрошенные «Октагоном» представители региональных правительств и коммунальных организаций считают, что наибольшие проблемы испытают локальные производители тепла, обслуживающие от одного до нескольких населённых пунктов. Большинство из них, прежде всего ведомственные и заводские котельные, и ранее работали с околонулевой рентабельностью. Они будут вынуждены копить долги и уходить в банкротство.
Яркий пример такой проблемной точки – котельная, принадлежавшая до начала текущего года ЗАО «Климовский специализированный патронный завод». 4 января 2024 года из-за неправильной эксплуатации её оборудования произошёл прорыв теплотрассы, в результате чего жилые дома, больницы и детские сады в Подольске в 24-градусные морозы остались без отопления и горячей воды.
Дополнительная нагрузка ляжет и на плечи содержащих собственные котельные муниципалитетов. Единственный выход для них – продажа этих объектов большим игрокам. Для более крупных сетевых структур (например, «Т Плюс») тарифный удар не станет фатальным, но перед ними встанет вопрос о сокращении объёма финансирования программ обновления собственного хозяйства.
Согласно данным МинЖКХ, физический износ котельных в среднем по России на 2021 год составлял более 55 процентов, водопроводные сети были изношены на 65 процентов, канализация и тепловые сети – на 63 процента. Примерно 30 процентов основных фондов ЖКХ полностью отслужили свои нормативные сроки.
Деньги есть, но их нетС проблемами в ходе предыдущего отопительного сезона также столкнулись другие города Подмосковья, включая Дмитров, Химки, Солнечногорск, а также Новосибирск, Тамбовская и Владимирская области и ряд других регионов. Ожидалось, что по итогам чреды коммунальных катастроф власть сделает стратегические организационные выводы. В том числе обсуждался вариант разделения министерства строительства и ЖКХ РФ на два самостоятельных ведомства.
В феврале, выступая с посланием Федеральному собранию, президент Владимир Путин заявил о планах направить до 2030 года на модернизацию ЖКХ более 4,5 трлн рублей.
Член комитета Торгово-промышленной палаты РФ по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства Константин Крохин напомнил, что порядка 1,5 трлн рублей из этой суммы планировалось выделить из бюджета. Однако в конце сентября министр финансов РФ Антон Силуанов в рамках обсуждения проекта бюджета в Госдуме назвал принципиально иную сумму:
«Только за три года на это направление будет направлено 180 миллиардов рублей».
Эксперт опасается, что может быть сокращён и объём частных инвестиций.
– Бизнес не заинтересован вкладывать средства в ЖКХ в условиях её непрозрачности и уровня прямого воровства. Госкомпании, учитывая падение их прибыльности, вряд ли добровольно возьмут на себя такую нагрузку, – считает Крохин.
Формализм города не греетНе оправдались и надежды экспертов на принятие структурных решений на местном уровне.
– В Подмосковье дело ограничилось заменой отдельных руководителей и наиболее проблемных участков сетей. Подобная работа ведётся каждый год, просто на этот раз был сделан акцент на тех участках, где зимой были отключения. Прежде всего, в Подольске. Но по окончании зимнего сезона столкнулись с другой проблемой – там произошли аварии на электросетях, город на время оставался без света, – рассказывает Константин Крохин.
– Необходимо, чтобы застройщики вместе с жильём строили новые сети. Если этого не предпринять, то Подмосковье будет зависеть от погоды. Как только опускается температура, люди начинают включать электрообогревательные приборы. Поднимается потребление электричества и система не выдерживает длительной нагрузки. Нужны новые сети, новые инвестиции, – уверен Крохин.
Лидер движения «Народный жилищный инспектор» Сергей Креков напомнил, что на прошедшем по итогам предыдущего зимнего сезона заседании Правительства РФ премьер Михаил Мишустин заявил:
«В целом предприятия электроэнергетики и жилищно-коммунального хозяйства прошли его в штатном режиме, но не без аварий, которые в первую очередь были вызваны аномальными климатическими условиями».
По итогам заседания Правительства России предложено ввести рискориентированный подход к внеплановым проверкам, усилить лицензионные требования к управляющим компаниям, создавать государственные управляющие организации в коммунальной сфере, повысить контроль за реализацией концессионных соглашений.
– Из всего вышеизложенного говорить о том, что власть сделала хоть какие-то выводы из ЧП в коммунальном секторе, не приходится. Принципиальных изменений в походе к организации проведения работ по подготовке к отопительному периоду 2024–2025 годов не произошло, а объём финансирования этих работ был сильно сокращён ввиду роста задолженности за оплату услуг ЖКХ, – поясняет эксперт.
– Пока мы не признаем, что наступающая климатическая зима в России не является аномалией, рассчитывать на изменение ситуации в энергетике и ЖКХ не стоит. С опасением жду старта отопительного сезона 2024–2025 годов, – предупреждает Креков.