Лучший муляжист Европы. Как белгородец Михаил Курбатов создавал пигмея, Толстого и Ленина
Белгородская область полна талантов, оказавших огромное влияние на мировую культуру. Среди них почётное место занимает Михаил Алексеевич Курбатов – выдающийся живописец и скульптор, родившийся в Белгороде. Именно он отлил скульптурные реконструкции неандертальца, питекантропа и пигмея для Дарвинского музея, изготовил муляж Пушкина, Толстого и Ленина в полный рост.
А начиналось всё с живописи. Михаил Курбатов любил изображать родной город. На картинах запечатлён дом его семьи, улицы, аллеи. Благодаря творчеству художника до наших дней сохранились уникальные изображения дореволюционного Белгорода, и мы можем представить, как выглядел город более века назад.
Белгород просится на полотно. Как изображали город художники на протяжении 150 лет«Михаил Курбатов окончил училище живописи и ваяния в Москве, – отметила Ирина Александровна. – Однако, работая в собственной мастерской, понимал, что ему всё ещё не достаёт знаний – за ними он отправился в Париж».
Это решение впоследствии сыграло в его жизни большую роль – после окончания обучения Михаил Курбатов вернулся в Москву уже опытным и востребованным в Европе муляжистом. В фонде музея сохранилось напоминание об этом судьбоносном выборе – квитанция об оплате обучения в Академии художеств в Париже 1907 года и приглашения на парижские выставки художников и скульпторов.
Пантеон первобытных предковКлючевой в жизни муляжиста оказалась дружба с Александром Котсом – преподавателем анатомии и дарвинизма. С ним Михаил Курбатов познакомился в 1909 году во время преподавания на Московских женских курсах, а позже в 1918-м по его задумке отлил скульптурный пантеон первобытных предков человека для Дарвинского музея.
Питекантроп / Фото: архив Белгородского краеведческого музея (фото Софии Сапрыкиной)