Ускоренная подготовка учителей в Германи: спасение или угроза

Ускоренная подготовка учителей в Германи: спасение или угроза

Уже далеко не первый год система образования в Германии сталкивается с острой нехваткой педагогов. В ответ на этот вызов, Саксония–Анхальт запустила экспериментальную модель, направленную на то, чтобы студенты как можно раньше начали получать практический опыт работы в школах, а процесс их подготовки был сокращен. Главная цель программы — в максимально короткие сроки закрывать кадровый дефицит в школах и дать студентам возможность применять свои знания уже в процессе обучения. Однако критики опасаются, что сокращенный учебный путь может повлиять на качество подготовки будущих педагогов.

В рамках нового эксперимента по дуальному обучению в Саксонии–Анхальт студенты с первого дня прикрепляются к школам, где получают практический опыт и ежемесячную стипендию в размере 1 400 евро до вычета налогов.

Возвращение в школу в новой роли

Пример успешной реализации новой модели обучения демонстрирует Жозефина Рихен, которая снова оказалась в стенах своей родной школы в Гарделегене. Три года назад она окончила ее, а теперь возвращается в учебное заведение уже в качестве студентки педагогического направления по немецкому языку и химии. Согласитесь, совершенно новый и непривычный опыт: она видит знакомую школу с иной, профессиональной, перспективы. Девушка признается, что учителя в свое время сыграли важную роль в ее жизни, оказав на нее большое влияние, и теперь она рада представившейся возможности внести свой вклад и «отблагодарить» их.

Концепция программы

Жозефина является одной из 30 студентов Магдебургского университета, которые принимают участие в новой дуальной программе подготовки учителей. Эксперимент нацелен на подготовку педагогов для средних и общих школ, при этом особое внимание уделяется таким предметам, как немецкий язык, математика, химия, физика, этика и технологии. Студенты с третьего семестра начинают практиковаться в одной из школ, где наблюдается дефицит кадров, и посещают ее один раз в неделю, а во время магистратуры — уже дважды в неделю. Особенностью программы является интеграция теоретической и практической подготовки, что позволяет сократить общую продолжительность обучения до пяти с половиной лет. Это на год меньше по сравнению с традиционной системой обучения. После завершения программы студенты обязаны как минимум пять лет проработать в школе, к которой они были прикреплены на период учебы.

Министр образования Саксонии–Анхальт Ева Фейсснер акцентировала внимание на том, что финансовая поддержка и тесная связь со школами будут способствовать удержанию студентов в профессии. Однако в случае, если студент поймет, что профессия не соответствует его ожиданиям, часть выплаченных средств может быть потребована к возврату.

Критика нововведения

Не все согласны с нововведениями, и среди критиков значится профессор Сюзанна Лин–Клицинг, возглавляющая Немецкую ассоциацию филологов. Она выразила опасения, что финансовые стимулы могут заставить студентов выбирать сокращенный путь подготовки, что способно ослабить качество педагогического образования. Ее беспокойство связано с тем, что ускоренная модель может отвлечь студентов от традиционного, более глубокого и длительного обучения, которое обеспечивает высокий уровень преподавательских навыков. Кроме того, остается открытым вопрос о том, будет ли диплом, полученный по данной программе, признан наравне с классическим дипломом в других федеральных землях, что может создать трудности для будущих педагогов.

Аргументы в защиту программы

В то же время Йенс Штракельян, ректор Магдебургского университета, настаивает на том, что разработанная дуальная программа полностью соответствует стандартам, установленным Конференцией министров культуры, и может быть внедрена в других федеральных землях: студенты проходят полную программу обучения, где ключевые компоненты соответствуют академическим стандартам, но с усиленным акцентом на практическую часть. Важным элементом программы является тесная интеграция теоретической и практической подготовки, что позволяет учащимся быстрее адаптироваться к школьной среде и избежать «шока» от начала преподавательской деятельности.

По оценке Зольвейг Ламонтейн, директора школы в Гарделегене, данный проект открывает серьезные перспективы для решения проблемы нехватки квалифицированных учителей. В ее школе уже работают несколько специалистов, пришедших из других профессиональных областей, и она подчеркивает, что включение студентов в учебный процесс поможет существенно уменьшить дефицит кадров. Директор школы говорит, что это уникальный шанс для региона, поскольку студенты могут интегрироваться в преподавательскую среду, еще на этапе обучения и начать вносить свой вклад в образовательный процесс.

Об этом говорит Германия

Похмелье — не главное: как алкоголь убивает ваше сердце. Молодежь подвергается серьезной угрозе сердечных заболеваний

Снижение тарифов на электроэнергию для миллионов. Кто сэкономит больше всего, а где ожидается повышение

Треть жителей Германии продолжат трудиться на пенсии

Меньше соцвыплат, больше контроля. FDP требует ужесточения миграционной политики

1000 евро для безработных: стимул или угроза бюджету

GEZ в Германии: обязателен ли взнос, если в доме новый житель

Испытательный срок 2.0 в Германии. Имеют ли право работодатели на повторные испытания

 

Московский комсомолец Московский комсомолец

15:05
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Использование нашего сайта означает ваше согласие на прием и передачу файлов cookies.

© 2024