Перезагрузка отменяется: общественный транспорт завис между Минцифрой и вице-губернатором

Перезагрузка отменяется: общественный транспорт завис между Минцифрой и вице-губернатором

Согласно июльскому постановлению правительства Пензенской области, с 1 сентября полномочия в сфере общественного транспорта должны были перейти от Минцифры к Минстрою, а оба ведомства должны были реорганизовать и переименовать. На дворе 14 октября, и пока ничего не произошло, кроме отставки одного из министров.

Два постановления

В начале июля 2024 года председатель правительства Пензенской области Николай Симонов подписал постановление о реорганизации двух министерств и распределении полномочий между ними. Регион готовился очередной к реорганизации системы управления общественным транспортом. Планировалось, что эти полномочия будут переданы от министерства цифрового развития, транспорта и связи министерству строительства и дорожного хозяйства.

Преобразования должны были коснуться штатного расписания, наименования министерств и должностей,  а также предполагали передачу определенного имущества и внесение изменений в бюджет ведомств. Все документы для реорганизации должны были подготовить к осени. Согласно другому постановлению правительства, датой перезагрузки назначалось 1 сентября 2024 года:

Постановление находилось на антикоррупционной экспертизе еще 22 июля 2024 года – прим.ред.

Однако, сегодня уже 14 октября, а Минцифра и Минстрой живут в своей прежней конфигурации. Почему-то планы по передаче полномочий пока не осуществлены. Однако, за это время произошло много важных  событий, связанных с общественным транспортом.

Гипотезы и слухи

Отмотаем немного назад и зададимся вопросом – а зачем вообще понадобилось перекидывать полномочия в сфере общественного транспорта из одного министерства в другое? Есть официальный ответ на этот вопрос, а есть неофициальные версии. Мы начнем именно с версий.

Итак, отправная точка преобразований – назначение в конце мая 2024 года Алмаза Хакимов зампредом правительства Пензенской области. Ранее эту должность занимал Алексей Костин, который был назначен главой Заречного. Заместитель председателя курировал экономику, промышленность, цифровое развитие, связь и транспорт. По наследству этот функционал достался и Алмазу Хакимову.

Однако, уже 6 июня на сайте пензенского правительства опубликовано распоряжение губернатора, которое перераспределяет обязанности между тремя членами кабмина, и расширило полномочия вице-губернатора Сергея Федотова. С этого момента он начал курировать транспорт, цифровизацию и информационную безопасность правительства и так далее. Таким образом, общественный транспорт завис где-то между Минцифрой и вице-губернатором, и висит там до сих пор.

После подписания постановлений начали муссировать два слуха. Согласно первому, новый зампред не захотел курировать скользкую сферу общественного транспорта. Тема данная является скандальной и потенциально взрывной. Это не удивительно, ведь транспортная реформа в регионе проходила гладко только на бумаге. В реальности было и есть много проблем.

Согласно другому слуху, инициатором реорганизации все-таки выступило руководство региона. Если хорошенько приглядеться к тому, что происходит с общественным транспортом, то можно усмотреть в происходящем негласную концессию. Только вместо одного интересанта есть куча мелких частных фирм, но все ручейки стекаются в одно русло. Главный перевозчик Пензы – компания ресурсная и влиятельная. И чтобы уравновешивать ее влияние, якобы и было принято сменить им куратора и поставить неудобного Александра Гришаева, который в отличие от многих может построить своих подчиненных.

Тут, конечно же, возникает другой вопрос, а надо ли это было Гришаеву? Если начальство приказало, тут, понятное дело, никуда не денешься. Но если судить в принципе, зачем это нужно министру, у него своих забот достаточно.

В пользу того, что инициатива о реорганизации исходила от верхов говорит и официальное объяснение. Чиновники аргументировали перераспределение полномочий необходимостью системного подхода к управлению транспортной инфраструктурой и усиления контроля за качеством услуг. По задумке, Минстрой должен был взять на себя не только строительство и ремонт дорог, но и организацию перевозок, что должно было привести к более эффективной эксплуатации транспорта и улучшению обслуживания пассажиров. В общем, примерно совпадает со вторым слухом.

Ускоренная реформа перед выборами

Ускорение транспортной реформы стало одним из позитивных фоновых проектов перед выборами в пензенскую городскую думу. Какое красивое получилось противопоставление. В 2019 году перед выборами в 7 созыв гордумы в Пензе повысили стоимость на проезд, из-за чего еще более усилили недовольство избирателей и подогрели протестное голосование. А в 2024 году учли уроки истории и закупили новые комфортные автобусы, запустили новые маршруты для пензенцев. Пик всех видимых преобразований пришелся на лето текущего года.

Первые изменения действительно внушали надежду на положительный результат. В рамках реформы в Пензу поставили оставшиеся несколько десятков троллейбусов, внедрили систему безналичной оплаты проезда, запустили подвозящие маршруты. Казалось, что горожане наконец-то смогут пользоваться современными и удобными транспортными услугами. Однако вскоре стало очевидно, что некоторые из этих улучшений носили временный характер.

Уже через пару месяцев валидаторы для оплаты картами начали заклеивать, кондукторов уволили, а некоторые троллейбусы и маршрутки вновь вернулись к прежнему состоянию. Например, на маршрутах №16 и №29 вместо обновлённого транспорта продолжали курсировать старые микроавтобусы с повреждённым салоном и сломанными сиденьями. Это вызвало бурю негодования среди горожан.

Обыски и отставка Балакина

Еще в июле, когда заговорили о перераспределении полномочий между двумя министерствами, начали гадать о судьбе главы Минцифры Сергея Балакина. На тот момент чиновник стал классическим «чемоданом без ручки». Инсайдеры предрекали, что Балакин уйдет с министерской должности и станет, например, начальником департамента или отдела транспорта внутри Минстроя. Но все сложилось более драматично.

Ситуация вокруг транспортной реформы усугубилась, и в конце сентября 2024 года, когда в ходе проверки, проведенной УФСБ совместно с Ространснадзором и УМВД, были выявлены серьёзные нарушения в транспортной сфере Пензы. Было установлено 16 нарушений административного законодательства, которые касались организации перевозок и соблюдения безопасности. Нарушения оценивались в сумме более 1,6 миллиона рублей, что вызвало вопросы к руководству Минцифры.

Спустя несколько дней после проверки стало известно об отставке Сергея Балакина с поста министра цифрового развития, транспорта и связи. Отставка министра была воспринята как следствие проваленной реформы и выявленных нарушений. Теперь Сергей Львович руководит многострадальным Пензенским районом и новость о его назначении воспринимается с улыбкой и добавлением многозначительного – «не везет Пензенскому району».

Однако, и после отставки Сергея Балакина глобальных изменений не произошло. Сейчас все то же министерство цифрового развития, транспорта и связи возглавляет Елена Никишина. Пока реорганизация поставлена на паузу. Возможно, ее вообще не будет. Однако, об отмене июльского постановления правительства пока не слышно, а на официальном сайте указано, что Алмаз Хакимов курирует только министерство экономического развития региона, Минцифру он не курирует:

В свою очередь министерство цифрового развития транспорта и связи находится под кураторством вице-губернатора Сергея Федотова.

Редакция Первого пензенского портала прояснит данный вопрос и обязательно отправит редакционный запрос в адрес регионального правительства.

 

Первый Пензенский портал Первый Пензенский портал

06:06
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Использование нашего сайта означает ваше согласие на прием и передачу файлов cookies.

© 2024