Миссия выполнима: как врачи Станции скорой и неотложной медицинской помощи имени А.С. Пучкова спасают пациентов
Автомобиль с красным крестом и проблесковыми маячками, включенная сирена, врачи и фельдшеры в синей униформе — скорая медицинская помощь спешит к пациентам в самых экстренных ситуациях, когда счет идет порой на минуты, а ценой промедления может стать человеческая жизнь. Быструю и эффективную работу одной из самых важных городских служб обеспечивает ее сложная и продуманная до мелочей структура.
В преддверии 105-летия московской скорой помощи, которое отмечают 15 октября, корреспондент mos.ru побеседовал с сотрудниками Станции скорой и неотложной медицинской помощи (СС и НМП) имени А.С. Пучкова и узнал, как профессионализм и самоотверженность врачей в сочетании с передовыми технологиями спасают жизни.
Обрабатывать звонки помогают умные алгоритмы15 октября 1919 года бригада столичных медиков впервые выехала к пациенту, сломавшему ногу. Эта дата считается днем основания московской скорой помощи, которая на тот момент занимала три комнаты в левом крыле Шереметьевской больницы (сегодня — НИИ скорой помощи имени Н.В. Склифосовского. — Прим. ред.). Тогда в службе работали 15 врачей, 30 санитаров и два служебных телефона.
Сегодня на Станции скорой и неотложной медицинской помощи имени А.С. Пучкова ежедневно совершают выезды более тысячи медбригад. Набрав номер 103 или системы 112, любой человек может обратиться в единый городской диспетчерский центр, где круглосуточно работают свыше 60 диспетчеров. Время ответа на звонок составляет три-четыре секунды — и после обработки запроса к пациенту направляется экипаж врачей.
«С 2017 года начался переход на систему единого центра по приему вызовов скорой помощи. В зависимости от нагрузки, например в пики сезонных заболеваний, мы подключаем дополнительных операторов, чтобы быстрее обрабатывать обращения. Система позволяет анализировать звонки с помощью элементов искусственного интеллекта, чтобы определить, действительно ли нужна бригада скорой помощи, и если да, то какая именно — экстренная или неотложная. Эти данные очень помогают в работе», — рассказывает Георгий Введенский, заместитель главного врача СС и НМП имени А.С. Пучкова по медицинской части, заслуженный работник здравоохранения России и лауреат премии города Москвы в области медицины.Цифровизация московской службы скорой помощи и ее интеграция с единой медицинской информационно-аналитической системой (ЕМИАС) упростили работу врачей и сделали ее еще быстрее. Теперь специалисты могут ознакомиться с анамнезом пациента по пути к нему. Для этого они используют цифровые планшеты. После осмотра и оказания первой помощи медики вносят в систему данные, которые доступны в электронной медкарте как лечащим врачам, так и пациентам. В случае госпитализации человека информация о его состоянии передается в стационар онлайн. Ее видят специалисты в приемном отделении. В зависимости от тяжести состояния пациента, врачи могут заранее начать подготовку к его приезду. Это особенно важно, когда на счету каждая минута.
Кардиохирурги Морозовской больницы спасли ребенка со сложным врожденным пороком сердцаМосковские врачи разработали технику для диагностики детского инсульта — Собянин
Чудо происходит каждый деньВсе автомобили московской скорой оснащены современным оборудованием. У бригад есть дефибриллятор-монитор с функцией капнометрии, портативный компрессорный ингалятор, электрокардиограф, аппарат искусственной вентиляции легких и множество медицинских препаратов. А подключенный к информационной системе планшет позволяет оперативно подобрать стационар, где есть свободные операционные, ангиографы и так далее.
«За последние годы изменились условия работы медиков и сам подход к оказанию срочной помощи пациентам. Появилось современное оборудование, реанимобили и передовые информационные сервисы. Недавно открытые флагманские центры и приемные отделения многопрофильных больниц работают по новому стандарту экстренной помощи. Если раньше пациента доставляли в стационар и там могло не быть свободного оборудования, то теперь мы знаем, где оно есть. В итоге нам удается спасать намного больше жизней», — продолжает Георгий Введенский.Свою карьеру Георгий Введенский начал еще на втором курсе мединститута в должности санитара. Сегодня на Станции скорой и неотложной медицинской помощи имени А.С. Пучкова он курирует важнейшие вопросы — от организационных до проектов модернизации и цифровизации.
«Практически ежедневно мы наблюдаем фантастические истории спасения, когда бригады скорой помощи забирают очень тяжелых пациентов, иногда в состоянии клинической смерти, и благодаря специальному оборудованию довозят до операционной, где врачи возвращают их к жизни. Это действительно можно сравнить с чудом», — говорит Георгий Введенский.
Профессия по наследству. Хирург больницы имени В.М. Буянова — о том, как работа становится призваниемСобянин: Гранты от города ускоряют разработку новых методов лечения пациентов
Медицинские бригады консультируют лучшие экспертыСпасать пациентов медикам помогают специалисты Городского консультативного центра анестезиологии-реаниматологии — центра критических состояний, который был основан в 2021 году. Они консультируют бригады скорой помощи и врачей отделений реанимации и интенсивной терапии стационаров в режиме онлайн, а также ведут мониторинг больных, находящихся в тяжелом состоянии. Одним из создателей центра является заместитель главного врача по медицинской части и куратор реанимационной службы СС и НМП имени А.С. Пучкова Петр Давыдов.
«Центр критических состояний задумывался как площадка, куда врачи скорой или стационаров могут обратиться за консультацией в особо тяжелых случаях. В нем работают самые компетентные профильные медики столичных больниц и лучшие сотрудники скорой помощи. У нас ведется мониторинг тяжелых вызовов, в таких случаях специалисты центра подключаются к медицинским бригадам, анализируют выписки, анализы, снимки и данные исследований, которые загружены в ЕМИАС, а затем предлагают необходимые решения», — рассказывает Петр Давыдов.Анестезиолог-реаниматолог Петр Давыдов работает в скорой помощи уже 15 лет, он один из лучших специалистов в своей сфере. Профессию собеседник mos.ru выбрал еще в детстве, вдохновившись примером родственников.
«Помню один из первых случаев — я тогда только научился делать интубацию трахеи. На улице Марьинский Парк машина сбила молодого человека, он получил тяжелейшие травмы. Я приехал по вызову и применил эту методику, чтобы обеспечить искусственную вентиляцию легких, ввел обезболивающие и кровоостанавливающие препараты, а потом мы доставили его в больницу. Спустя несколько месяцев ко мне на работу пришел парень и сказал, что он тот самый пациент, которому я спас жизнь. На меня, тогда еще молодого врача, это произвело неизгладимое впечатление. И в последующем я уже не мог работать с меньшей самоотдачей, чем в тот день», — вспоминает Петр Давыдов.
Собянин: Сосудистые центры получили 8 ангиографов с функцией 3D-моделированияНейросети помогли рентгенологам столицы обработать 13 миллионов исследований
На помощь спешит медицинский спецотрядПетр Давыдов — один из ведущих специалистов в Москве, работающих в бригаде экстракорпоральной мембранной оксигенации (ЭКМО). В распоряжении профессионалов — уникальное оборудование, которое можно сравнить с искусственным сердцем и легкими внутри машины скорой помощи. Передовые технологии помогают сохранить жизнь пациентам, у которых остановилось кровообращение. Через канюли, которые вводят в крупные сосуды и полые вены больного, с помощью насосов кровь прокачивается через оксигенатор, насыщающий ее кислородом.
Первая бригада ЭКМО скорой помощи в Москве появилась в январе 2022 года.
«За последние годы в системе московской скорой помощи произошли кардинальные перемены. Благодаря цифровизации мы можем получить информацию о пациенте и передать ее коллегам в стационар. Регулярно обновляется оборудование внутри салонов. В каждом районе Москвы на подстанциях скорой работают реанимационные бригады. Они считаются медицинским спецотрядом», — рассказывает Петр Давыдов.От прибытия к пациенту реанимационной бригады до его госпитализации должно пройти как можно меньше времени, за которое врачам нужно успеть провести интенсивную терапию и стабилизировать состояние человека.
«Главное качество сотрудника скорой помощи — это стремление к постоянному развитию. Хороший врач должен анализировать каждый случай, повышать уровень своих знаний и выявлять неточности, чтобы в будущем их не допустить. Стрессоустойчивость формируется вместе с профессионализмом, когда ты четко знаешь, как будешь действовать в той или иной ситуации», — считает анестезиолог-реаниматолог.
В планах на Станции скорой и неотложной медицинской помощи имени А.С. Пучкова — развитие цифровых технологий. С их помощью все больше результатов проводимых врачами обследований и других данных пациента будут поступать в режиме онлайн в центр критических состояний и больницы.
Москва уже более 10 лет занимается цифровизацией системы здравоохранения. Основой этого процесса стала единая цифровая платформа, которую развивают совместно комплекс социального развития Москвы и столичный Департамент информационных технологий. Она позволяет вести каждого пациента персонифицированно на всех этапах — от постановки диагноза и лечения до последующего наблюдения.
В НИИ скорой помощи имени Н.В. Склифосовского удалили крупное образование из сердца пациенткиРоботы-хирурги, трансплантация и исследования. Как Боткинская больница стала научно-клиническим центромСергей Собянин рассказал о развитии высокотехнологичной медпомощи детям в Москве