ГИБДД начали изымать иномарки из Казахстана, привезенные по параллельному импорту

ГИБДД начали изымать иномарки из Казахстана, привезенные по параллельному импорту
Паралельный импорт оказался мошеннической схемой

Сотни автовладельцев, которые купили иномарки, вывезенные дилерами из Казахстана, попали в аховую ситуацию. Руководитель экспертного центра «Автокриминалист» Максим Шелков, комментируя ситуацию «Газета.Ru», сообщил, что такие авто продавались официально через автосалоны, как машины, привезенные из Казахстана по «серому» или параллельному импорту. «Но в феврале 2024 года граждане Казахстана начали массово подавать заявления в полицию о том, что их обманули мошенники», — подчеркнул эксперт.

По информации специалиста, аферисты на протяжении прошлого года предлагали гражданам Казахстана оформлять автомобили на себя в кредит за вознаграждение в два миллиона тенге (порядка 400 тысяч рублей), а также сулили возможность выкупа автомобиля в дальнейшем по низкой цене.

Злоумышленники уверяли, что приобретают авто для рабочих целей и собираются использовать их в прокате и таксопарках. Доверчивым покупателям обещали, что за них будут вносить платежи по кредитам, а после их погашения предлагали несколько вариантов. Один — с переоформлением машины в автопрокат или таксопарк. Второй — с выкупом по льготной цене.

Но все эти устные договоренности никто не выполнил. Аферисты либо не вносили платежи за заемщиков, либо делали это всего пару раз. В итоге в феврале 2024 года казахстанские банки начали массово требовать деньги от должников напрямую, а те, осознав, что их просто кинули, стали обращаться к правоохранителям.

В полиции после этого возбудили дело, а машины объявили в международный розыск. При этом покупатели этих авто (большинство пострадавших приобрели их в 2023-м, — прим. ред.) оформляли их официально на территории России, соблюдая все необходимые нормы. Люди получали электронный паспорт ТС и свидетельство безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС), указал Шелков.

В ходе расследования выяснилось: организаторы схемы не использовали машины ни для проката, ни для работы в такси. После ввоза в Россию транспортные средства сразу же распродали, подделав договоры купли-продажи от имени собственников из Казахстана. Предполагаемого организатора схемы уже задержали.

Как отметил эксперт, казахстанцы пытаются вернуть свои автомобили, а россияне вынуждены добиваться, чтобы их признали добросовестными покупателями, либо требовать деньги у автосалонов.

Где продавали авто из Казахстана

Самыми распространенными моделями, оказавшимися в России по этой схеме, были Toyota Camry, Hyundai Elantra, Creta, Sonata, Tucson. Продавали их чаще всего через несколько автосалонов в Санкт-Петербурге.

Сейчас автомобили до сих пор стоят на учете в Казахстане, являются кредитными и числятся в международном розыске. При этом многие покупатели ездят на своих авто, даже не подозревая, что у них на самом деле за история, и что ТС разыскивают правоохранители.

Выявляют «кредитные» машины при обращении в ГИБДД за переоформлением на нового владельца при продаже, замене свидетельства о регистрации и прочих подобных случаях. После того, как выясняется вся подноготная авто, его могут либо оставить у владельцев под сохранную расписку без права продажи, либо изъять и отправить на спецстоянку.

Что делать пострадавшим

Очевидно, что при реализации данной схемы действовало трансграничное преступное сообщество, заявил в беседе с 360.ru доктор права НИУ ВШЭ, советник РАЕН, председатель комитета по правовым вопросам Международного конгресса промышленников и предпринимателей Вячеслав Плахотнюк.

Восстановление справедливости, по его словам, теперь зависит в том числе и от сотрудничества между правоохранительными органами России и Казахстана.

«Интересы российских граждан должны быть защищены в рамках уголовного дела, где они должны признаваться потерпевшими. Государство должно быть на их стороне, а не перекладывать на них трудности. Если автосалон обанкрочен или ликвидирован, то есть возможность привлечь к субсидиарной ответственности владельцев или иных контролирующих лиц», — цитирует издание эксперта.

«Чтобы избежать подобных казусов в будущем, необходимо наладить адекватный информационный обмен между коммерческими органами и между банками», — добавил он.

В свою очередь, автоюрист, правозащитник Лев Воропаев напомнил, что при покупке любого автомобиля обязательно следует проверять его на наличие залога и возможного угона. А это: пробить машину по возможным электронным базам, на сайте нотариата - на наличие залога, по базам ГИБДД — на наличие угона.

Он советует хранить полученную информацию на случай судебного разбирательства, чтобы автовлаеделец смог подтвердить свою добросовестность при приобретении ТС. И не важно, идет покупка у физ- или юрлица.

Максим Шелков обратил внимание, что при покупке авто в России эту информацию проверить нельзя, потому что в Казахстане она предоставляется не по VIN-номеру, а по госномеру машины и номеру свидетельства о регистрации.

 

«Newsler.ru» «Newsler.ru»

05:08
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Использование нашего сайта означает ваше согласие на прием и передачу файлов cookies.

© 2025