Комитет Госдумы не поддержал инициативу об ограничении использования англицизмов
Комитет Госдумы по экономической политике рекомендовал отклонить законопроект, призванный ограничить использование англицизмов в рекламе. Соответствующее заключение Комитета опубликовано 17 октября в электронной базе палаты.
В документе указывается, что российским законодательством уже установлены общие требования к использованию государственного языка при размещении рекламы.
«Государственный язык РФ подлежит обязательному использованию в рекламе, — сказано в заключении. — Также в соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 5 федерального закона «О рекламе» в рекламе не допускается использование иностранных слов и выражений, которые могут привести к искажению смысла информации».
Кроме того, в Комитете заключили, что предлагаемый законопроект не учитывает, что использование в рекламе некириллических символов «может быть оправдано характером товара (услуги), являющейся объектом рекламирования». Так, например, латиница вполне оправданно используется в рекламе международных мероприятий, школ, где изучают иностранные языки, и туристических услуг.
Указанный законопроект внесли в Госдуму сенаторы Ольга Ковитиди и Сергей Цеков. Сделали они это еще в 2022 году, но до сих пор инициатива выглядит сомнительной, рассказал «Парламентской газете» первый зампред Комитета Госдумы по экономической политике Михаил Делягин.
«Вот скажите мне, слово «президент» является англицизмом? — сказал парламентарий. — А компьютер?»
По его мнению, если уж говорить о чистоте языка, то все иностранные вывески, названия брендов нужно писать кириллицей.
Возможные нововведения взволновали бизнес: предприниматели задумались, сколько будет стоить замена вывесок, документов и всего, что связано с англоязычными названиями. Впрочем, первый зампред Комитета Госдумы по культуре Александр Шолохов объяснил, что не стоит путать коммерческое обозначение и фирменное название: в законопроекте идет речь именно о коммерческих обозначениях, которые представлены неопределенному кругу потребителей.
«Фирменное название никто менять не требует, даже если это англицизм. То есть должно будет быть написано «гостиница», а не «отель», «магазин», а не «шоп», «парикмахерская», а не «барбершоп», — отметил парламентарий.
Авторы законопроекта настаивают, что русский язык — часть нашего культурного кода, а защита кириллицы «важна для сохранения целостности Российского государства». Они указывают, что по закону русский язык обязателен для использования в рекламе, но там все еще наблюдается обилие названий на латинице, а также «встречаются примеры слов, в которых происходит замена части букв кириллического алфавита буквами латинского алфавита».
«При этом графический и фонетический облик русского слова искажается», — говорится в пояснительной записке к инициативе.
Стоит отметить, что Правительство РФ данный законопроект тоже не поддержало. В кабмине полагают, что уже действующие требования закона являются достаточными для противодействия необоснованному использованию некириллических алфавитов при распространении рекламы».