Заседание Совета по развитию физической культуры и спорта
Владимир Путин провёл заседание Совета при Президенте по развитию физической культуры и спорта по вопросу «О роли негосударственных организаций в развитии физической культуры и спорта».
В.Путин: Уважаемые коллеги, добрый вечер!
Сегодняшнее заседание Совета по спорту посвящено негосударственным спортивным организациям.
Физкультурно-спортивные общества и федерации по видам спорта, спортклубы и лиги, фитнес-центры – все они играют значимую роль в системе физического воспитания детей и молодёжи, в формировании в обществе культуры активного, здорового образа жизни, в развитии российской экономики, социальной сферы, современной инфраструктуры для жизни.
Деятельность таких организаций охватывает миллионы людей и, безусловно, заслуживает особого внимания со стороны государства, дополнительной поддержки, гибкого и эффективного контроля, который задавал бы высокую планку качества работы и при этом не создавал бы бюрократических барьеров.
Оказанием физкультурно-оздоровительных услуг, проведением соревнований разного уровня, спортивной подготовкой сегодня в России занимается свыше 92,5 тысячи негосударственных организаций. При этом вовлечены в общенациональные, региональные и местные программы развития спорта далеко не все из них.
На прошлом заседании Совета по спорту мы говорили о том, что Правительству необходимо подготовить предложения о том, какую помощь таким организациям могут и должны оказывать органы власти всех уровней. Работа по данному направлению показала необходимость совершенствования системы управления в сфере спорта.
Ресурсы государства и общества должны работать на результат, на достижение национальных целей развития. Для этого требуется выстроить чёткое взаимодействие государственных и общественных организаций, компаний, индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют деятельность в сфере физкультуры и спорта, обеспечить прозрачность этой деятельности и соответствующий учёт – вот что необходимо – главным образом на основе современных информационных систем и цифровых решений, которые сегодня внедряются во все сферы жизни, во всех отраслях.
Спортивные базы данных призваны давать доступную для граждан информацию: где и с каким тренером лучше заниматься, какие спортивные события запланированы. Эти базы важны и для спорта высших достижений, профессиональных атлетов, и дляорганов власти как помощь в выборе организаций для участия в общероссийских и местных программах, для оказания им финансовой, административной поддержки.
Внесение в единую федеральную базу данных всех организаций спорта позволит также принимать взвешенные, объективные решения по строительству, модернизации спортивной инфраструктуры.
Сегодня в новом Дворце фехтования прошла презентация объектов, которые были построены в рамках проекта «Спорт – норма жизни» и введены в эксплуатацию в текущем году – здесь, в Башкирии, в Нижегородской области и Пермском крае. Ещё два объекта, в Туле и в Южно-Сахалинске, возведены по программе «Газпром – детям».
Мы не раз говорили о том, что в сфере спорта надо активнее задействовать инструменты государственно-частного партнёрства, стимулировать инвесторов, предлагая им льготы, субсидии, выгодные концессионные соглашения. Я прошу Правительство уделять этой задаче особое внимание, учитывать при формировании и реализации планов развития спортивной инфраструктуры.
В полной мере это относится и к развитию индустрии спорта. Данную тему обсуждали на прошлом заседании Совета.
Создавая востребованный спортивный инвентарь, оборудование, надо и расширять рынки сбыта, использовать инструменты государственной и муниципальной поддержки и заказа, поощрять в этом направлении деятельность негосударственных организаций.
Процесс строительства и модернизации спортивных сооружений, разработка и выпуск отечественного оборудования и экипировки должны успевать за ростом числа тех, кто занимается спортом систематически. Сейчас таких людей у нас порядка 76 миллионов человек – это около 57 процентов граждан. И здесь нам, что называется, есть куда расти.
Здесь [в зале] люди, которые практически всю жизнь, значительную часть своей жизни посвятили развитию спорта, и вы хорошо знаете, что у наших соседей людей, которые занимаются постоянно физической культурой и спортом, больше, чем в Российской Федерации, не 57 процентов, а за 70. И нужно к этому стремиться и нам. Повторю: наш приоритет – обеспечение доступности занятий спортом для людей всех возрастов и уровней физической подготовки.
В этой связи актуализации требует и деятельность федераций по видам спорта. Напомню, что она не ограничивается вопросами профессионального спорта и спорта высших достижений. Поэтому объёмы поддержки федераций из всех источников необходимо увязать в том числе с их вкладом в развитие массового спорта, любительского, корпоративного, детско-юношеского.
В коррективах нуждается и деятельность Олимпийского комитета России. Несмотря на все известные проблемы, важно наращивать усилия по линии международного сотрудничества, работать со всеми заинтересованными партнёрами, вести творческую, содержательную просветительскую работу по продвижению универсальных ценностей спорта, прежде всего среди молодёжи.
Особые задачи стоят и перед Паралимпийским комитетом, который должен участвовать в развитии любительской, массовой составляющей сферы адаптивного спорта. И обращаю внимание всех коллег: делать это с учётом проектов, направленных на реабилитацию ветеранов специальной военной операции. Это один из наших безусловных приоритетов, наш общий нравственный долг – поддержать наших героев.
Что ещё отмечу: вынужденная пауза в широком участии российских атлетов в международных соревнованиях – не повод снижать качество подготовки новых поколений спортсменов, ослаблять контроль в части правил проведения соревнований, медицинского и медико-биологического сопровождения спорта.
Подчеркну: мы были и остаёмся сторонниками принципов честного и «чистого» спорта. Здоровье атлетов – тех, кто фактически живёт в условиях интенсивных тренировок, колоссальных нагрузок, – должно быть защищено. Необходимо активно внедрять передовые научные разработки, направлять на это достаточные ресурсы, открыть Национальный центр спорта, который будет работать вместе с Российской академией наук и Федеральным медико-биологическим агентством.
Отдельным научным направлением деятельности Центра станет детско-юношеский спорт. Поручения разобраться с проблемами, которые накоплены в этой сфере, были уже даны. Я прошу сегодня рассказать, что делается по этому направлению, прежде всего для пресечения коммерциализации детского спорта.
О проблемах здесь говорят и российские семьи, и эксперты, и независимые опросы. Даже в формально бесплатных секциях и центрах подготовки родители вынуждены тратить солидные суммы на экипировку детей и аренду площадок, оплачивать спортивные сборы и взносы за участие в соревнованиях – в том числе тех, где ребята получают спортивные разряды и звания.
Конечно, в современных условиях, в условиях, в которых мы живём, конечно, гражданин и семьи тоже в определённых случаях должны и могут соучаствовать в этом софинансировании. Но меру надо знать во всём. У нас подчас меры никто, краёв не чуют и не чувствуют, вот в чём всё дело.
Люди, с которыми я общаюсь, спортсмены наши, хоккеисты выдающиеся мне с горечью говорят: на «подкатку» не пришёл мальчишка, денег за подкатку так называемую не заплатил – всё, на площадку не выпускают. Я говорю: а как же, все заинтересованы в том, чтобы результаты были? Да, заинтересованы, но в получении денег за подкатку больше заинтересованы и не выпускают на площадку, вот и дело с концом.
Вы понимаете, я когда смотрю на это… Это только один пример. Так в очень многих федерациях происходит. Я вам честно скажу: если бы в своё время, когда я активно спортом занимался, вот так бы за всё приходилось платить, я никогда бы не выполнил норматив мастера спорта Советского Союза по самбо и никогда бы не выполнил норматив мастера спорта СССР по дзюдо. Это не такое уж выдающееся достижение, как у многих находящихся здесь, в этом зале, – мастер спорта Советского Союза – ну, кое-что. Но я бы не выполнил норматив такой, если бы за всё надо было платить, как сегодня в некоторых случаях. В моей семье не было лишней копеечки, чтобы за всё платить. Надо с этим разобраться как следует.
В отношении детей из малообеспеченных и многодетных семей никаких так называемых взносов быть не должно, не может быть. Особенно когда речь идёт о выполнении нормативов, разрядов. Я понимаю, я говорил с чиновниками из Минспорта: «Ну, у нас денег на всё не хватает». Приоритеты надо определять правильно. Есть обязательные вещи, где ребята разряды спортивные выполняют, и там должно быть всё бесплатно. А как иначе-то? Приоритеты надо выстраивать. Государству хватит денег на то, чтобы обеспечить самое главное. Вот и всё. Нужно уходить от избыточного финансирования со стороны граждан, неоправданного.
Мы обязаны поддерживать тех, кто уже выбрал спорт. И конечно, важны и правильное воспитание, и грамотная, ответственная работа тренеров и наставников, чтобы регулярные спортивные нагрузки, ответственное отношение к своему здоровью стали для подрастающих поколений действительно нормой жизни. Здоровье детей – это будущее страны.
Здесь ещё одно предложение. Госпрограмма физкультуры и спорта, которая сейчас разрабатывается, должна содержать не только набор мероприятий, их финансовое обеспечение и количественные показатели. Самое главное – качество, и оно измеряется именно здоровьем людей, уровнем их физического развития. Чем больше вовлечённых в спорт, тем меньше страдающих, например, сердечно-сосудистыми заболеваниями или избыточным весом, диабетом – прежде всего среди детей и молодёжи.
Прошу Правительство предусмотреть соответствующие целевые показатели не только в новой госпрограмме, но и во всех стратегических документах. Тем более что ряд инструментов для определения качества здоровья граждан у нас уже есть. В их числе – физкультурно-спортивный комплекс ГТО и плановая диспансеризация. Напомню, что тем, кто успешно сдаёт тесты ГТО и регулярно проверяет своё здоровье, положен налоговый вычет.
Ещё раз хочу подчеркнуть, что сфера физкультуры и спорта имеет прямое отношение к решению таких важнейших задач, как сбережение населения, реализация потенциала каждого человека, повышение уровня благополучия российских семей. Поэтому любая деятельность в этой сфере должна носить общенациональный, межведомственный характер, быть согласованной, чёткой, результативной, выстроенной вокруг единых целей и общих показателей эффективности.
Координация такой совместной работы органов власти, негосударственных организаций и частного бизнеса возлагается на Минспорт. Это необходимая в современных условиях мера и очень большая ответственность. Рассчитываю на качественную и активную работу коллег.
Прошу Правительство внести необходимые изменения в законодательство в части расширения полномочий Минспорта, проработать и актуализировать требования к деятельности всех спортивных и физкультурных организаций с учётом их специфики и вне зависимости от категорий, принадлежности и форм собственности.
Более детально обсудим эти вопросы в ходе сегодняшнего заседания. Пожалуйста, слово руководителю рабочей группы Совета по спорту, губернатору Челябинской области Алексею Леонидовичу Текслеру.
А.Текслер: Уважаемый Владимир Владимирович!
Вы сейчас отметили важную роль в развитии физической культуры и спорта негосударственных организаций, на которые ложится серьезный объем работы в этом направлении, соответственно большая ответственность.
Неудивительно, что тема сегодняшнего заседания вызвала живую заинтересованность со стороны широкой спортивной общественности, не оставила равнодушным представителей органов всех уровней власти.
От имени рабочей группы благодарю каждого из коллег, принявших участие в работе над докладом и представивших предложения по совершенствованию модели взаимодействия физкультурно-спортивных организаций между собой, с органами публичной власти и международными организациями.
При подготовке заседания особое внимание уделяли реализации Ваших, Владимир Владимирович, поручений, направленных на повышение вклада физической культуры и спорта в достижение национальных целей развития Российской Федерации и выполнение поставленных Вами стратегических задач, ведь физкультура и спорт оказывают положительное влияние на продолжительность здоровой и активной жизни, на воспитание в подрастающих поколениях чувства патриотизма, социальной ответственности, на улучшение качества жизни граждан, на экономический рост и многие другие факторы.
Рабочая группа считает целесообразным обеспечить более активное вовлечение негосударственных организаций в данную работу, в том числе в ходе практической реализации важнейших стратегических документов в области физической культуры и спорта.
Также в рамках исполнения Ваших поручений по разработке комплексной госпрограммы развития физической культуры и спорта считаем необходимым внести изменения в Стратегию развития спортивной индустрии в части укрепления технологического суверенитета России в сфере производства спортивной продукции, в Концепцию развития детско-юношеского спорта – в части повышения доступности спортивных занятий для детей, в том числе из малообеспеченных семей, семей участников СВО, Вы только что об этом говорили.
В целях комплексного подхода к данному вопросу предлагаем внести в Стратегию развития физической культуры и спорта изменения, направленные на реализацию указа о национальных целях развития и ее синхронизацию с упомянутыми документами, обеспечив при этом декомпозицию показателей федеральных стратегических документов на региональном и муниципальном уровнях, а также в программах развития видов спорта.
В Единый государственный реестр юридических лиц внесены сведения о более 92 тысячах негосударственных организациях, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта. При этом, согласно данным статистической отчетности за 2023 год, общее количество подобных организаций, включая государственные, составляет более 190 тысяч.
Одним из вопросов, требующих решения, является несовершенство механизма учета негосударственных физкультурно-спортивных организаций. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности в части подкласса 93.1 «Деятельность в области спорта» содержит ограниченный перечень групп и подгрупп в данной области. Это усложняет задачу по осуществлению государственного статистического наблюдения и не позволяет корректно классифицировать организации в сфере физической культуры и спорта, идентифицировать виды деятельности, которыми вправе или обязаны заниматься такие организации.
Рабочая группа предлагает обеспечить совершенствование ОКВЭД в целях определения кодов, касающихся физкультуры и спорта, в том числе отделив их от деятельности, связанной с отдыхом и развлечениями, и предусмотреть возможность определения точного процента доходов, приходящихся на конкретный код ОКВЭД. Эту работу необходимо синхронизировать с задачей, которую Вы, Владимир Владимирович, поставили по внесению всех спортивных организаций в единую информационную систему.
Одновременно следует посредством этой системы усовершенствовать учет граждан, систематически занимающихся спортом, в том числе самостоятельно, обеспечив не только доступ таких граждан к организации этой системы, но и возможность внесения ими определенной информации, предусмотреть механизмы, стимулирующие заполнение соответствующих форм.
В рамках развития информационных систем рабочая группа полагает возможным поддержать предложение Министерства внутренних дел о введении на федеральном уровне единого реестра контролеров-распорядителей и организаций, осуществляющих их подготовку. Реализация данной инициативы позволит систематизировать эту работу в целях повышения безопасности при проведении спортивных мероприятий.
Как руководитель рабочей группы нашего Совета и как глава региона полностью поддерживаю обозначенную Вами, Владимир Владимирович, инициативу по усилению координации работы в сфере физической культуры и спорта. Полагаем, необходимо обеспечить совершенствование механизма управления развития видов спорта на всех уровнях с сохранением ключевой роли спортивных федераций. Предлагаем конкретизировать обязанности общероссийских и региональных спортивных федераций, повысить эффективность контроля за реализацией программ развития видов спорта.
Согласно закону о Минспорте Минспорт России утверждает такие программы на федеральном уровне, а региональные спорткомитеты и министерства на уровне субъектов Российской Федерации. Представляется целесообразным наделить спортивные федерации правом по формированию ведения перечня спортивных клубов и интегрировать соревнования между ними в систему официальных соревнований на всех уровнях, что позволит значительно расширить линейку таких стартов, повысит их массовость.
За 10 лет количество региональных спортивных федераций выросло на 86 процентов и составило почти 7 тысяч. В целях повышения эффективности развития видов спорта на региональном и муниципальном уровнях предлагаем установить статус местной спортивной федерации как структурного подразделения региональной федерации, определив механизмы ее взаимодействия с муниципалитетом и регионом. Унифицировать порядок отчета о деятельности региональных федераций, порядок разработки программ развития видов спорта в регионах и на местах, предусмотрев их синхронизацию с программами, принятыми на федеральном уровне. Закрепить возможность развития вида спорта в регионе в случае отсутствия соответствующей региональной федерации, что позволит обеспечить защиту интересов спортсменов, занимающихся таким видом спорта.
В части совершенствования деятельности спортивных федераций меня дополнит следующий выступающий. Важнейшую роль в спортивной сфере играют различные фонды поддержки, включая благотворительные. Они не просто аккумулируют и выделяют финансирование, а реализуют инициативу, направленную на конкретные улучшения в обществе.
В течение четырех лет у насв регионе успешно работает Фонд поддержки спорта Челябинской области. Его деятельность позволила снизить зависимость от бюджетных источников, оптимизировать расходы, повысить эффективность спортивной работы на региональном уровне. Считаем возможным предложить тиражировать данный опыт в масштабах страны. В докладе также представлены другие региональные наилучшие практики.
В подготовке к заседанию рабочая группа уделила пристальное внимание анализу нормативно-правовой базы и подготовке предложений по ее совершенствованию. В дополнение к озвученным инициативам предлагаем обеспечить законодательное закрепление отношений, связанных с развитием видов спорта, носящих наибольший и комплексный вклад в достижение национальных целей реализации стратегических задач.
Представляется целесообразным утвердить перечень таких видов спорта Правительством, предусмотрев меры их поддержки на всех уровнях публичной власти, в том числе в образовательных организациях. Установление соответствующей приоритизации будет способствовать достижению максимальных результатов при рациональном использовании имеющихся ресурсов. Вы только что оченьподробно об этом сказали, Владимир Владимирович.
Также требуют правового регулирования вопросы установления организаторами физкультурных и спортивных мероприятий соответствующих взносов. В развитие озвученной Вами инициативы предлагаем наделить Министерство спорта Российской Федерации полномочием по определению оснований для взимания таких взносов, ихпредельных размеров и установлению исключений по их уплате для льготных категорий граждан, в том числе семей участников специальной военной операции, а также детей из малообеспеченных семей.
Уважаемый Владимир Владимирович, во вступительном слове Вы отметили необходимость оказания поддержки деятельности негосударственных физкультурно-спортивных организаций в целях усиления их роли в достижении национальных целей и задач. В этой связи предлагаем обеспечить системное тиражирование на региональном и муниципальном уровнях передового опыта комплексной поддержки таких организаций. В качестве одного из наиболее перспективных направлений представляется расширение участия негосударственных организаций в исполнении социального заказа на оказание государственных муниципальных услуг.
Правительством предложено с 2025 года распространить механизм соцзаказа на всю территорию страны, поэтому предлагаем активизировать включение физкультурно-оздоровительных услуг в соответствующие региональные перечни.
На основании решений, ранее принятых Советом, и сегодняшнего обсуждения о приоритизации видов спорта целесообразно предусмотреть в таких услугах обучение детей плаванию, иным базовым жизнеобеспечивающим навыкам.
В целях повышения заинтересованности негосударственных организаций предлагаем при формировании соцзаказа обеспечить развитие применения конкурсного отбора исполнителей услуг.
Продолжение следует.