Отпечатки пальцев «выдали» детей среди гончаров бронзового века
Большую часть сосудов из древнего сирийского города сделали дети, самым младшим из них было 7–8 лет.
Большую часть сосудов раннего бронзового века, которые нашли при раскопках древнего сирийского города Тель Хамы, сделали дети. К такому выводу исследователи пришли, изучив отпечатки пальцев на керамических сосудах. Как известно, эти отпечатки не меняются с возрастом, но по их плотности по краям можно определить размер ладони, а по нему – возраст и пол.
В раннем бронзовом веке – около 4,5 тысячи лет назад – город был частью царства Эблы, одного из крупнейших в регионе в то время. Сосуды с отпечатками, которые исследовали археологи, происходят из раскопок 1930-х годов (с тех пор они хранились в Национальном музее Дании). В выборке оказались сосуды, которые датируется и временем до образования царства Эблы, и времем его расцвета (2,4–2 тыс. л. до н.э.). Половину самых ранних сосудов сделали гончары в возрасте до 18 лет, самым младшим из них было 12–13, девочек и мальчиков – примерно поровну. С образованием царства доля детей увеличилась до двух третей, а самым юным гончарам было 7–8 лет. Оставшаяся треть принадлежала взрослым мужчинам. Интересно, что в выборке есть сосуды, на которых сохранились отпечатки пальцев и взрослых, и детей. Вероятно, это следы обучения.
Археологи отмечают, что в слоях времён царства значительная доля сосудов – это кубки, которые часто бились. С необходимостью их массового производства и может быть связано большее использование детского труда. Но не исключено, что к этому привела и стандартизация – гончары стремились сделать чаши как можно более похожими друг на друга. Детей было проще обучить этому, а ещё их было проще контролировать. Что-то похожее, по мнению исследователей, происходило во время промышленной революции в Европе и Америке.
Керамика показывает, что в жизни маленьких гончаров бронзового века были светлые моменты, – среди находок есть миниатюрные сосуды и крошечные фигурки. Скорее всего, дети делали их без участия взрослых и так давали волю своему воображению. Но возможно и другое объяснение – миниатюрные изделия были способом вовлечения детей в процесс, их начальным этапом в обучении работы с глиной.
По материалам Тель-Авивского университета и Childhood in the Past.