Саммит БРИКС: у мира может появиться новая система международных расчетов

Саммит БРИКС: у мира может появиться новая система международных расчетов

Встреча глав государств — участниц БРИКС, которая пройдет 22-24 октября в Казани, соберет лидеров более тридцати стран. Среди них государства, которые являются наблюдателями в объединении и уже подавшие заявки на вступление в БРИКС. Подготовка к казанскому саммиту сопровождалась большим ажиотажем вокруг тех решений, которые могут быть на нем приняты. Среди наиболее ожидаемых — заявление о создании новой системы международных расчетов, аналогичной SWIFT, а также возможное учреждение нового статуса страны — партнера БРИКС. О том, что планируется обсудить на саммите БРИКС, — в материале «Парламентской газеты».

Кто приедет

Известно, что в работе саммита примут участие делегации из 32 стран со всех континентов, причем 24 из них будут возглавлять первые лица государств. Даже отмена приезда в Россию президента Бразилии Луиса Инасиу Лулы да Силвы из-за досадной травмы, и он примет участие в работе по видеосвязи, не повлияла на масштабы представительства встречи в Казани. Помимо глав стран — участниц БРИКС в лице Владимира Путина (Россия), Си Цзинпина (Китай), Нарендры Моди (Индия), Сирила Рамафосы (ЮАР), Масуда Пезешкиана (Иран), шейха Мухаммеда бен Заида аль-Нахайяна (ОАЭ), Абий Ахмеда (Эфиопия), Абдель Фаттах ас-Сиси (Египет), ожидается приезд первых лиц Казахстана, Азербайджана, Лаоса, Монголии, Боливии, Армении, глав МИД Саудовской Аравии, Таиланда и Бахрейна.

Отдельно стоит сказать о приезде президента Белоруссии Александра Лукашенко, чья страна одной из первых сможет получить статус партнера БРИКС — такая категория может быть учреждена на казанском саммите. Также в Казань прилетит премьер Малайзии, уже подавшей заявку на вступление в БРИКС, Анвар Ибрагим. Будет в Казани и президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, чья страна также стучится в БРИКС, но пока ей препятствует в этом статус члена НАТО. Напомним, что БРИКС, созданный в 2006 году, является, по выражению индийского премьера Моди, «не антизападным», но и «не западным» объединением, тогда как участие в НАТО подразумевает строгую дисциплину взаимодействия стран-участниц в исключительно западных интересах.

Еще один гость саммита — вице-премьер Сербии Александр Вучич, чья страна стала первой представительницей Европы, приехавшей на саммит БРИКС. Заметим, что интерес к взаимодействию с объединением проявляет Венгрия, однако представители Будапешта в Казань приезжать не планировали.

Также на саммит прибудут генеральные секретари крупнейших региональных интеграций — Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), Содружества Независимых Государств (СНГ), Евразийского экономического союза (ЕАЭС), Союзного государства Россия — Беларусь. Возможен приезд в Татарстан и генсека ООН Антониу Гутерриша, о чем ранее заявляла официальный представитель МИД России Мария Захарова.

Уже известно, что график двусторонних встреч у принимающего высоких гостей Владимира Путина будет сверхнапряженным — планируется проведение как минимум семнадцати «двусторонок». Напомним, что число стран, которые хотят вступить в БРИКС или активно взаимодействовать с ним, уже достигает отметки сорок государств. Впрочем, значительного расширения состава участников объединения по итогам встречи в Казани не ожидается, чтобы не допустить перегрева в работе БРИКС, которая пока не является организацией, не обладает секретариатом и другими подобными структурными атрибутами. Как считают наблюдатели, вопрос, оставить ли в работе объединения все как есть сейчас или идти в сторону формирования БРИКС как полноценной организации, вполне может обсуждаться на саммите-2024.

Страны хоронят доллар

Разговоры о создании нового мирового экономического контура силами БРИКС идут давно. Но сейчас, похоже, они выходят на финишную прямую. Некоторые эксперты считают, что именно Россия, начав СВО, ускорила процессы, связанные с дедолларизацией международных расчетов. Одним из ключевых событий, которые подорвали доверие к долларовой (Бреттон-Вудской) системе, стал арест в США российских активов — другие страны стали искать альтернативы американским «копилкам» для своих ресурсов.

Флагманом здесь выступило БРИКС, у которого были на то серьезные основания: если в начале 1990-х годов доля стран G7 во главе с США в мировом ВВП составляла 45,5 процента, а аналогичный показатель стран БРИКС составлял скромные 16,7 процента, то в 2023 году ситуация изменилась — 29,3 процента («большая семерка») и 37,4 процента (БРИКС). А если измерять в денежном выражении, то совокупный ВВП стран БРИКС сегодня превышает сумму в 60 триллионов долларов.

Поэтому от экономической части саммита в Казани, тем более в переломные исторические времена, ждут многого. В частности, ожидают заявления лидеров стран мирового большинства о создании новой системы международных расчетов, которая должна стать аналогом «заземленной» на Западе системы SWIFT. Об этом накануне саммита на деловом форуме БРИКС заявил Владимир Путин — по словам российского президента, государства объединения уже работают над созданием нового механизма обмена финансовой информацией между центральными банками своих стран.

Напомним, что в августе 2024 года председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что доверие государств к SWIFT и доллару подорвано — по ее словам, практикуемый на Западе арест валютных резервов зарубежного государства, их присвоение или присвоение доходов от их использования является ничем иным, как рейдерством, и ведет к полной дискредитации и разрушению не только основ мировой экономики, но и мировой валютной системы и любых взаиморасчетов.

Стоит напомнить, что на сегодня доля национальных валют в расчетах между странами БРИКС достигает уже 65 процентов, притом что доля доллара и евро снижается до 30 процентов и даже меньше. Создание новой системы международных расчетов эту динамику должно только укрепить. При этом создавать единую валюту страны БРИКС пока не торопятся — в приоритете находятся вопросы укрепления финансового суверенитета стран — участниц объединения, а также устойчивости новых платежных механизмов по отношению к внешним рискам, что необходимо для развития торговли в рамках БРИКС.

Украинский вопрос

Пока неизвестно, как будут обсуждаться на саммите в Казани тема СВО и обострения на Ближнем Востоке. Как ранее заявил пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков, таких обсуждений не прописано в повестке саммита, но каждый из участников может затронуть эти вопросы по своему усмотрению. Кто-то намекает, что присутствие в Казани Эрдогана, который уже давал площадку в Стамбуле для российско-украинских переговоров (в итоге, правда, все договоренности все равно были сорваны), а также делегации из Саудовской Аравии, которая, согласно недавнему заявлению Владимира Путина, могла бы при соблюдении всех необходимых для начала мирных переговоров условий стать комфортной площадкой для них, говорит, что тема Украины все-таки будет подниматься.

Впрочем, формат саммита БРИКС не предназначен для обсуждения подобных вопросов — так считает вице-спикер Совета Федерации Константин Косачев. Одно из его главных ожиданий от казанской встречи лидеров мирового большинства — это подтверждение того, что расширение БРИКС (с пяти до десяти государств-участников) себя оправдало, что российское председательство реализовало задачу налаживания взаимодействия стран объединения в новом формате. «Также ожидаю достижения согласия по вопросам будущего развития БРИКС с учетом того, что интерес к нему только растет. Не менее важно определить и приоритеты работы всего широкого состава государств — участников БРИКС. Именно в этих сферах, на мой взгляд, важно увидеть конкретные договоренности как результат работы саммита в Казани», — сказал Косачев «Парламентской газете».

Есть и особые события в сфере двустороннего сотрудничества, свершения которых ждут на казанском саммите. Одно из них — подписание Договора о стратегическом партнерстве между Россией и Ираном. Как считает сенатор Андрей Климов, этот договор выведет отношения Москвы и Тегерана на качественно новый уровень и определит российско-иранское взаимодействие на десятилетия вперед. Говоря о главных направлениях сотрудничества двух стран, Климов выделил торгово-инвестиционное и финансово-экономическое сотрудничество. «В декабре прошлого года Россия и Иран подписали совместную Декларацию о путях и средствах противодействия, смягчения и компенсирования негативных последствий односторонних принудительных мер. В ней прописаны все направления нашей деятельности по противодействию незаконным санкциям, которые принимаются в обход общепринятых норм международного права, в том числе Устава ООН», — пояснил он.

Накануне саммита БРИКС спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко назвала его самым значительным для мирового сообщества и определяющим дальнейший ход истории событием года. Раньше таковым почти наверняка назвали бы выборы президента США, намеченные на ноябрь 2024 года. Но сегодня мир, как подчеркнула Матвиенко, серьезно изменился. «Ключевое влияние на наше будущее окажут три дня саммита БРИКС и переговоры лидеров мирового большинства в столице Татарстана. По-настоящему ответственные политики в суверенных государствах это понимают. Яркое тому доказательство — уровень представительства на саммите и постоянный рост числа заявок на вступление в объединение», — считает она.

   

«Парламентская газета» «Парламентская газета»

21:05
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Использование нашего сайта означает ваше согласие на прием и передачу файлов cookies.

© 2024