«Наша задача – создать комфортную среду для органичного существования в культурном поле»

«Наша задача – создать комфортную среду для органичного существования в культурном поле»

В мае 2024 года после долгого перерыва в Новосибирской области был назначен новый министр культуры. Им стала Юлия Константиновна Шуклина, ранее занимавшая пост директора Новосибирского государственного краеведческого музея. Спустя полгода в интервью ЧС-ИНФО она рассказала о стратегических направлениях развития культуры в регионе.

Юлия Константиновна, за то время, что Вы работаете в новой должности, наверняка уже удалось вникнуть во все сферы культурной жизни региона, хотя бы в общих чертах. Как вы можете оценить ситуацию в целом?

О культуре нельзя говорить, используя критерии «хорошо» и «плохо», ведь эта деятельность связана с трансляцией важных государственных смыслов. Это сфера взаимодействия человека с его историческим прошлым, с его национальными корнями, ментальным суверенитетом. Поэтому простой оценочный подход для анализа культуры не подходит.

Когда я пришла на эту должность, главной моей задачей стало формулирование внятного курса развития всей сферы культуры Новосибирской области. И это большое счастье, что в нашем регионе существует целое созвездие фантастических учреждений, которые на протяжении долгих лет формировали репутацию, известны и в стране и за рубежом. Этот задел уже сделан.

И теперь главная задача, которая стоит перед нами это консолидация усилий, создание общей стратегии работы учреждений культуры Новосибирской области. Чтобы деятельность, которая ведется в рамках отдельных направлений или организаций, теперь можно было сплести воедино, создавая совместные проекты. Это непростая, объемная задача. Она требует новых навыков от всех участников процесса. Потому как на протяжении долгих лет выстраивались отдельные траектории развития конкретных учреждений. И в некоторых вопросах мы разучились работать в партнерстве, использовать ресурсы друг друга, привыкли действовать самостоятельно. А сейчас настало время объединения, создания больших «корпораций».


«Сейчас настало время объединения и партнерства между разными учреждениями и направлениями культуры».


Сейчас культурная повестка в регионе очень обширная, проходит множество самых разнообразных мероприятий, и посетители выбирают, куда именно им пойти. Предпочтение отдается комплексным вариантам. Чтобы это был не просто концерт или спектакль, чтобы можно было получить информацию сразу в нескольких направлениях. Например, мы часто сопровождаем концерты выставками, изданием какой-либо печатной продукции, дополнительными образовательными проектами и подобным. Стараемся объединить разные направления работы на пользу посетителей.

При этом люди, выбирая мероприятия, «голосуют» не только своим зрительским вниманием, но и «рублем». Понятно, что билет на культурное мероприятие не может стоить 50 рублей это экономика. Независимо от того, государственное это учреждение или нет, в любом случае необходимо оплачивать и труд сотрудников, и коммунальные расходы и многие другие. Сейчас, хотя государство и финансирует основную деятельность учреждений культуры, они должны быть финансово состоятельны. Поэтому мероприятия, в здоровом смысле, соперничают друг с другом за зрителя.  И выигрывают максимально комплексные предложения. В этом направлении мы и развиваемся.

Что касается идеологического наполнения, мы полностью руководствуемся Указом Президента РФ от 9.11.2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Действует множество Советов по реализации этого указа, причем межведомственных. Такой Совет создан и в Новосибирской области. И благодаря этому развиваются возможности межведомственного партнерства в сфере укрепления государственных ценностей.

Человек, посещающий культурные мероприятия, впитывает эти ценности, как на сознательном, так и на бессознательном уровне. И тут не обязательно давить на людей. Если мы будем  предельно нарративны или назидательны, то результата не добьемся. А ведь аудитория культуры – всеобща. Нельзя сказать, что культура работает только где-то в конкретном месте или, например, для конкретного возраста. Мы работаем с людьми, которые только родились, или даже ещё не родились (есть прекрасные проекты для беременных мамочек), и с теми, кто уже находится в глубоко серебряном возрасте. Поэтому использовать только один метод взаимодействия с аудиторией невозможно. Мы должны пробовать абсолютно разные сюжеты и быть предельно деликатными, взаимодействовать с разными категориями. Ведь мы несем очень важные смыслы – для всех. И наша задача – создать комфортную среду для органичного существования в поле культуры. Это предполагает огромное количество «механики» на всех уровнях: и на уровне учреждений культуры, и взаимодействия между ведомствами, и контакта с общественностью.

Мы сейчас реализуем концепцию открытого министерства, доступны все каналы связи, мои страницы в социальных сетях не заблокированы: любой человек имеет возможность написать, и я отвечаю. Личный прием у меня расписан на недели вперед. Мы даем открытую информацию, отвечаем на все вопросы, создаем пространство открытой коммуникации.

Взаимодействие с общественностью особенно актуально для Новосибирской области, поскольку в регионе очень активно действуют организации, защищающие традиционные ценности. Они видят много поводов для беспокойства, оценивая культурные мероприятия и инициативы. Вы разделяете это беспокойство?

Мы понимаем высокую степень активности общественников в Новосибирске. Но воспринимаем это позитивно: как возможность получить информацию о тех моментах, на которые мы, может быть, не обратили бы внимания.

Мы, безусловно, несем ответственность за те учреждения культуры, которые подведомственны Министерству культуры: осуществляем полный контроль, все мероприятия обсуждаем и согласовываем на стадии планирования. Но именно к госучреждениям вопросов у общественности не возникает. Что касается коммерческого сектора, связанного с культурой – это абсолютно другое правовое поле, другой экономический пласт. Мы не имеем права ни юридически, ни каким-либо другим образом в этой сфере на чем-то настаивать. Однако определенная работа в этом ключе ведется.

Буквально в первый месяц моей работы в Министерстве культуры мы встретились с представителями бизнеса, который занимается организацией выступлений. Очень открыто поговорили. Я описала свою позицию относительно деятельности в Новосибирске. Если люди заходят на нашу территорию, они должны руководствоваться законодательством РФ и теми ценностями, которые транслируются в Указе Президента. Мы договорились о коммуникации и взаимодействии. И, хотя юридически мы не имеем права никому ничего запрещать, но мы договорились о том, что при необходимости организаторы каких-то мероприятий, если у них есть какие-то сомнения, всегда могут со мной посоветоваться: стоит ли приглашать какого-то конкретного артиста или коллектив.

Также мы встретились с представителями общественных организаций и проговорили, что мы делаем одно общее дело: занимаемся созданием объемного и полноценного культурного поля в Новосибирске и области. Если со стороны общественности возникают какие-то сомнения в том, что это культурное поле не такое, какое должно быть, мы готовы к коммуникации и взаимодействию. В этом смысле все «карты» на стол были выложены. И по многим вопросам мы сегодня понимаем и слышим друг друга. Это огромное счастье, что общественники существуют. Многие вещи, которые выпадают из нашего поля внимания, они подхватывают.

В целом главный способ решения таких вопросов – коммуникация. Нужно выслушать все стороны. И в рамках тех возможностей, которые мы имеем как Министерство культуры, выступить, например, с точки зрения консультационной поддержки, поделиться опытом, найти возможность сделать так, чтобы все остались довольны: от организаторов и участников события до общественников.

Помимо публичных мероприятий, широкий общественный резонанс в последние годы вызывает защита архитектурного наследия. В Новосибирске часто проходят акции, публикуются открытые письма и обращения на эту тему. Наиболее острая ситуация с такими объектами как Военный городок №17, соцгород Сибсельмаша, Расточка и другие. Хотя в целом эта тематика находится в ведении Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Новосибирской области, может ли Минкульт тоже включиться в этот вопрос? Существует практика размещения учреждений культуры в объектах исторического наследия. Как бы вы оценили ее перспективы?

В том, что касается объектов культурного наследия, которые существуют на территории города Новосибирска, моя позиция: там, где это возможно, их нужно сохранять. Там же, где это вызывает большие сомнения с точки зрения сохранности объекта, нужно принимать взвешенное решение. И делать это должны специалисты, это, действительно, не находится в зоне компетенции Министерства культуры.

Что касается того, как должны использоваться памятники историко-культурного наследия, то, на мой взгляд, в них действительно должны размещаться учреждения культуры, там должна вестись соответствующая профессиональная деятельность.

Однако отмечу, что для самих учреждений культуры это очень нелегко. Я долгие годы работала в Краеведческом музее, главное отделение которого находится в красивейшем здании Новосибирска, которое считается одним из символов города. И я не понаслышке знаю, насколько трудно организовать профессиональную музейную работу в здании-памятнике. Ведь из-за охранного статуса там буквально ничего нельзя сделать: ни перепланировку, ни покраску, ни провести какую-то вентиляцию или что-то еще… Поэтому для работников учреждений культуры размещаться в таких зданиях – это очень непросто. Но я уверена, что это нужно делать. Нужно приспосабливать помещения, находить возможности. Новосибирск молодой город, и те объекты исторической памяти, которые у нас есть, необходимо сохранять, наполнять их культурными смыслами и использовать с точки зрения задач сферы культуры целиком.


«Объекты исторической памяти, которые у нас есть, необходимо сохранять, наполнять их культурными смыслами».


Но в Новосибирске есть огромное количество объектов не связанных с глубоко исторической подоплекой, которые можно также использовать для культуры. Моя личная боль долгие годы заключается в том, что у нас совершенно выпадает из внимания сферы культуры левый берег города. Там катастрофически мало учреждений культуры. При этом там находится огромное количество жилых массивов, множество вузов, школ. И вопрос логистики к учреждению культуры – один из важнейших. Поэтому одна из основных наших задач сегодня – развивать работу с левым берегом.

В частности, там есть большое количество индустриальных объектов. В России накоплен серьезный опыт работы с индустриальным наследием именно в сфере культуры. Например, прекрасный кластер «Октава» в Туле, созданный на базе промышленного объекта, который превратили профессиональное выставочное пространство: там есть замечательный концертный зал, библиотека и многое другое.

В этом году мы запускаем большой проект с федеральным участием – в здании издательства «Советская Сибирь» в начале декабря будет открыт «Центр хранения и реставрации книг». Уже планируется, что экскурсии будут проходить не только там, но и на сохранившемся печатном производстве. И я очень надеюсь, что в конечном итоге этот проект преобразит весь микрорайон. Там прекрасное озеро, когда-то были фонтаны, огромная зеленая зона, которую можно было бы превратить  из места, куда страшно зайти, в место, где хочется находиться. И это потребует совсем небольших вложений.

Таких примеров может быть много. С индустриальными объектами удобно работать, ведь они огромные. При этом нет таких законодательных ограничений, как у объектов исторического наследия.


«Одна из важнейших задач – развитие культурного пространства на левом берегу Новосибирска. И решать ее планируется с использованием территорий индустриальных объектов».


Это касается, в том числе, и «СибСельМаша». И многих других заводов, которые в 90-е годы выпали из работы и сейчас не могут встроиться обратно в экономику в прежнем статусе. На эти объекты приходят новые собственники и начинают активно развивать территории. И многие из них готовы работать, в том числе, и в культурном поле. Поэтому я думаю, что вариант развития левого берега будет связан именно с территорией индустриальных объектов, где можно создавать и галереи, и концертные залы, и музейные проекты.

Музейная сфера для вас лично особенно актуальна, ведь Вы пришли в Минкульт именно оттуда. Новосибирская область считается одним из лидеров по стране в этом направлении. Можете ли Вы рассказать о каких-либо новых инициативах в сфере музейного дела в регионе?

Мы работаем по направлению музейной деятельности очень плотно, потому как понимаем – это тот случай, когда посетители получают эффект от взаимодействия за максимально короткий промежуток времени. Человек приходит в музей в то время, когда ему это удобно, смотрит экспозицию столько времени, сколько считает необходимым. Не обязательно участие экскурсовода – всё зависит от профессионализма музейщиков. И даже за 15 минут он может получить большое количество информации. Да,  кто-то прочитает все тексты, а кто-то пробежит глазами предметы и уйдет. Но он в любом случае получит для себя какую-то мысль. Если выставка сделана грамотно, то донести смыслы можно до каждого, и самыми разными способами.

Для такого города как Новосибирск, у нас очень мало музеев. Поэтому надо подключать партнерские связи. Есть частные институции, которые также занимаются выставочной деятельностью. Но этот рынок остается небольшим, в нем нет конкуренции, нет необходимости «перетягивать» друг у друга аудиторию, соревноваться. Каждый из музеев Новосибирск области имеет четкую стратегию, свою аудиторию и задачи.

И одна из важнейших тем, которые мы поднимаем в музейной деятельности – это точки соприкосновения истории Новосибирской области с историей всей России. Это важно, потому что человек, приходя в музей, понимает, что он находится в контексте, является частью истории великой страны. Мы транслируем мысль о том, что у всех нас очень много общего, добиваемся государственной позиции.


«Приходя в музей, человек понимает, что он является частью истории великой страны».


Важно понимать, что во все времена люди думали об одном, находились в условиях одного культурного пласта, даже без интернета и телефона. Культура  не привязана к каким-то технологическим «чудесам», она является широким пластом существования человека, это как атмосфера, которая окутывает весь мир. В этом пространстве невозможно не существовать, ты в любом случае с ним соприкасаешься, всегда являешься частью культурного поля.

Расскажите, пожалуйста, о культурных мероприятиях и акциях, которые региональный Минкульт проводит для участников СВО, членов их семей. Как бы вы оценили культурное взаимодействие с новыми территориями РФ?

Это прекрасная история, и я очень горжусь нашими коллективами, потому что они делают удивительные вещи. Как только началась специальная военная операция, учреждения культуры Новосибирской области проявили потрясающую сплоченность. Никто никого не заставлял ни в коем случае, но все включились моментально, понимая, что в этой ситуации надо помогать всеми возможными способами.

Сегодня огромное количество артистов новосибирских театров и концертных организаций ездят с выступлениями на новые территории. И наоборот, например, у нас проходили концерты Донецкой филармонии.

Концерт Донецкой филармонии в Новосибирске, октябрь 2024

Также мы ведем огромный блок работы с общественными организациями, которые взаимодействуют со вдовами, с матерями, с инвалидами. Конечно, в этом ключе работают и другие министерства.

В регионе действует программа реабилитационного сертификата, в рамках которой ребята, которые вернулись с СВО, имеют возможность посетить любое учреждение культуры.

Кроме этого, мы ведем большую адресную работу не только для тех, кто находятся сейчас в зоне СВО, но и для тех, кто ждет их дома. Это замечательные проекты, в том числе для детей и семейного посещения. Мы понимаем, как это трудно – ждать. Нет, наверное, сегодня в стране семьи, которой так или иначе не коснулась бы эта тема. В Новосибирске и в области очень много военнослужащих. Поэтому для всех нас это понятная и близкая история. Конечно, дать этим семьям спокойствие мы не можем. Но кажется очень ценным, что даже на какой-то час какого-то события, они чуть больше улыбнутся, и подумают о том, что важно для каждого.

Культура – она всегда о том, что в человеке важен человек, что победа всегда оказывается на стороне правды, а значит, мы победим – мы не сомневаемся в этом ни секунды. И если мы можем чуть-чуть помочь, чуть-чуть облегчить жизнь тех, кто ждет, или тех, кто вернулся оттуда, мы обязаны это делать, и делаем это с огромным удовольствием.

Сообщение «Наша задача – создать комфортную среду для органичного существования в культурном поле» появились сначала на ЧС-ИНФО.

 

«Сибирское слово» «Сибирское слово»

13:07
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Использование нашего сайта означает ваше согласие на прием и передачу файлов cookies.

© 2025